Мораль сказок Андерсена
Мораль врастает в образную систему. По замечанию Н. А. Добролюбова, в сказках Андерсена «нет и малейшего резонерства. В этом-то и видно искусство и талант рассказчика: его рассказы не нуждаются в нравоучительном хвостике».
Свинья-копилка, битком набитая монетами, гордится тем, что «денег у нее по горло и она может скупить все игрушки». Но вот свинья упала со шкафа и разбилась вдребезги. «Все монеты и монетки разбрелись в разные стороны. А глиняные черепки от свиньи-копилки вымели вместе с мусором» .
Штопальная игла так благородна
Высокомерные садовые цветы «чем меньше благоухали, тем больше важничали». Где уж им заметить прижавшеюся к изгороди маленькую, скромную ромашку! . «Важный,
Какой Переполох поднялся на птичьем дворе, когда туда затесался «гадкий утенок»! Его «клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все — и утки и куры». На птичьем дворе существует свой, птичий этикет.
Самая жирная и самая знатная утка испанской породы носит на лапке красный лоскуток. «Это знак высшего отличия, какого только может удостоиться утка». Изгнанный «артистократами» птичьего двора, гадкий утенок попадает в «мещанскую среду» — в общество господина Кота и госпожи Курицы, которые «всегда говорили: «Мы и свет!» — и считали себя половиной всего света, притом лучшей его половиной». А потом гадкий утенок, заклеванный и затравленный, превращается в белоснежного лебедя…
В этой замечательной сказке содержится не только социальная аллегория, но и поэтическая исповедь самого Андерсена: рассказ о пережитых им невзгодах и унижениях.
Мораль сказок Андерсена