Московская тема в творчестве Цветаевой М. И

Марина Цветаева родилась и выросла в Москве и всегда считала себя частью города. Для нее этот город — воплощение гармонии. В стихотворении «Домики старой Москвы» он предстает как символ прошедшего.

Появляются слова, передающие очарование старых времен: «вековые ворота», «потолки расписные», но старые домики исчезают, «точно дворцы ледяные по мановеныо жезла» — без них город беднеет. Облик Москвы в ранней поэзии Цветаевой чист и светел. Но с изменением жизни меняется и город.

Недолгое путешествие в Петроград зимой

1915/16 года позволило Цветаевой осознать себя именно как московского поэта, взглянуть на родной город другими глазами. Так появился знаменитый цикл «Стихи о Москве». В нем город показан как сердце родины:

— Москва! — Какой огромный

Странноприимный дом!

Всяк на Руси — бездомный.

Мы все к тебе придем.

Москва здесь предстает центром русской духовности. Это в первую очередь связано с православными образами: свечи, купола, Иверская, колокола. Сердце города — вера,

В «Стихах о Москве» главный цвет — красный в сочетании с золотым и синим. В народной традиции этот цвет неизменно означал

красоту. Поэтому в описаниях Москвы Цветаева использует слова, обозначающие различные оттенки красного: «червонный», «багряный». В стихотворении «Над синевою подмосковных рощ…» Москва — город церквей, «сорока со-роков». Звон колоколов перекликается со звуками природы.

Звук колокольного звона — голос города: «У меня в Москве — колокола звонят!» , Этот голос утверждает первенство Москвы перед всеми другими городами: «Пока они гремят из синевы — / Неоспоримо первенство Москвы». Странники в стихотворении — воплощение святости, неразрывно связанной в творчестве Цветаевой с Москвой. Повторы в стихотворении передают ритм движения странников-праведников:

Бредут слепцы калужскою дорогой, —

Калужской — песенной — прекрасной, и она

Смывает и смывает имена

Смиренных странников, во тьме поющих Бога.

«Над синевою подмосковных рощ…», 1916

Странничество для Цветаевой имеет особое значение. Это путь служения Богу, самоотречения. И героине свой путь в будущем видится именно таким:

И думаю: когда-нибудь и я,

Устав от вас, враги, от вас, друзья,

И от уступчивости речи русской, —

Надену крест серебряный на грудь,

Перекрещусь, и тихо тронусь в путь

По старой по дороге по калужской.

Очень скоро поэтессе пришлось увидеть другую Москву — нищую, разоренную. Об этом она напишет в сборнике «Лебединый стан», в других произведениях того времени.

В цикле «Москве» она обращается к родному городу:

— Голубочки где твои? — Нет корму.

— Кто унес его? — Да ворон черный.

— Где кресты твои святые? — Сбиты.

— Где сыны твои, Москва? — Убиты.

«Гришка-Вор тебя не ополячил…»

Особенность цветаевского изображения Москвы в постоянном подчеркивании своего права на город — «моя Москва», «мой град», «мой Кремль», «у меня в Москве». Создается ощущение, что речь идет о родном доме. В цикле «Стихи к Блоку» она сопоставляет «ее» Москву с «его» Петербургом, и Москва представляется только ее городом:

У меня в Москве — купола горят!

У меня в Москве — колокола звонят!

И гробницы в ряд у меня стоят, —

В них царицы спят и цари.

Цветаева часто сталкивает в своих стихотворениях две столицы, и противоречие между Москвой и Петербургом у нее выглядит как противоречие между русским, исконным, православным началом и европейским, новым, холодным, чужим. В конечном счете это противостояние женского и мужского. Москва — город, «отвергнутый Петром», и она сравнивается с отвергнутой женщиной:

Над городом, отвергнутым Петром,

Перекатился колокольный гром.

Гремучий опрокинулся прибой

Над женщиной, отвергнутой тобой.

«Над городом, отвергнутым Петром…», 1916

В цикле «Стихи к Блоку» поэтесса утверждает, что два города не могут сойтись, их противоречия слишком глубоки:

И проходишь ты над своей Невой

О ту пору, как над рекой-Москвой

Я стою с опущенной головой,

И слипаются фонари.

Всей бессонницей я тебя люблю,

Всей бессонницей я тебе внемлю —

О ту пору, как по всему Кремлю

Просыпаются звонари…

Но моя река — да с твоей рекой,

Но моя рука — да с твоей рукой Не сойдутся,

Радость моя, доколь Не догонит заря — зари.

«У меня в Москве — купола горят!..», 1916

Москва для нее — столица, святыня, воплощение России. А Россия, родина — то, без чего немыслима жизнь: «Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови. Не быть в России, забыть Россию — может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя.

В ком она внутри, — тот потеряет ее лишь вместе с жизнью».




Московская тема в творчестве Цветаевой М. И