Москва А. С. Грибоедова

Москва дала России Грибоедова и Пушкина. Это их родина, и нестранно, что жизнь героев их произведений связано с Москвой. Сегодня вам покажут дом Фамусова, что сохранился в центре города, и сегодня можно проехать по столице за маршрутом, которым когда-то везли по Москве любимую героиню Пушкина Татьяну. Но не географическое, не столичное расположение интересовало художников слова. их интересовала Москва как высшая после Петербурга точка дворянской цивилизации.

Какие же мысли и чувства вызывает Москва?

Откроем комедию Грибоедова «Горе

от ума». Нас встречает богатый московский господин и влиятельный сановник Фамусов. Но это не исключает его типизации: «Что за тузы живут в Москве и умирают!». Это хранитель старинных традиций, которому дядя Максим Петрович, вельможа времен Екатерины II, служит идеалом. Фамусову нравится горделивый характер, пышный вид, роль в мире и при дворе. Высокое положение в обществе — главное мерило. «Кто бедный, тот тебе не к паре» — говорит он Софии.

Для него зять с чинами и наградами интересный. Вот Зубоскал желательный. Внутреннее достоинство для чинов и для тузов — ничто! Пускай себя разумником сливет,

А в семью не включат… Так, Москва имеет свои понятия о чести: «Когда же нужно подслужиться, и он сгибался пополам».

Вот эта готовность сыграть при случае кощунственную роль, забыв свой возраст и горделивый характер, и есть ключ к высокому положению. Все другое несущественное, в том числе и служба: «Подписано, так с плеч долой». Тех же, кому «прислуживаться скучно», Фамусов требует на пушечный выстрел не подпускать к столицам. Московские тузы — неприятели учености.

Их самых ею не одурманили, но они проявляют заботу о другом: от образования развелись безумные люди, происходят неразумные дела. Нужно уничтожить книги. Тем не менее, светское воспитание для барышень Фамусов признает.

Хотя он и брюзжит по поводу Кузнецкого моста, сам целиком подчиняется такой моде, дом его «открыт для званых и незваных, особенно с иностранных».

Все господа знают один об одном, поэтому так боятся общественной мысли, так от нее зависят. Извне все должно быть пристойно, а уже внутри, дома — ни-ни! «Что станет говорит княгиня Марья Алексевна!». Своих суждений не имеет не только безродный секретарь, но и сам хозяин.

Он привык думать, как все, повторять обычные истории своего окружения. Фамусов в увлечении от всего московского, юношей, дам, девиц. Сатирической есть Москва в изображении в характере Фамусова имеющиеся и красивые черты: незаурядное добродушие, широкое гостеприимность, которые отличают москвичей вообще. Хотя чуткость, замечу, какая-то искаженная: «Ну, как не порадоваться родному человеку». Извечная моральная неразборчивость характерная для подобных людей.

Фамусов — фокус, который отбивает умственную заскорузлость и самодовольство старинного московского панства. И ничто не изменит таких, как он.

— С тех пор дороги, тротуары Дома и все на новый лад.

— Дома нови, ко предрассудки стари…

И это истина. Как истина и то, что все эти Фамусовы добродушные только к известной границе. Как только кто-то кажется им опасным, они показывают острые клыки хоть для шутки.

Пушкин будто довершил сатиру на «московское панство». Его «отпускные гусары, записные франты, архивные юноши с манерными взглядами» — явление номинальное. «Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс…» — вот оно, жизнь Московского «общества». Здесь все по-старому: по-старому вершат дела, делают карьеру, выдают замуж, укладывают удобные соглашения, берегут традиции старика панства, еще времен Екатерины II.

Представительная, хлебосольная «вторая столица», что никуда не спешит, сельская родственница столицы «первой» — Петербурга.

Стоят на московских бульварах два памятника двум Александрам Сергеевичам, а мимо них течет московская толпа. Интересно, что написали бы о сегодняшней Москве наши большие поэты?




Москва А. С. Грибоедова