Москва А. С. Грибоедова
Москва дала России Грибоедова и Пушкина. Это их родина, и нестранно, что жизнь героев их произведений связано с Москвой. Сегодня вам покажут дом Фамусова, что сохранился в центре города, и сегодня можно проехать по столице за маршрутом, которым когда-то везли по Москве любимую героиню Пушкина Татьяну. Но не географическое, не столичное расположение интересовало художников слова. их интересовала Москва как высшая после Петербурга точка дворянской цивилизации.
Какие же мысли и чувства вызывает Москва?
Откроем комедию Грибоедова «Горе
Для него зять с чинами и наградами интересный. Вот Зубоскал желательный. Внутреннее достоинство для чинов и для тузов — ничто! Пускай себя разумником сливет,
Вот эта готовность сыграть при случае кощунственную роль, забыв свой возраст и горделивый характер, и есть ключ к высокому положению. Все другое несущественное, в том числе и служба: «Подписано, так с плеч долой». Тех же, кому «прислуживаться скучно», Фамусов требует на пушечный выстрел не подпускать к столицам. Московские тузы — неприятели учености.
Их самых ею не одурманили, но они проявляют заботу о другом: от образования развелись безумные люди, происходят неразумные дела. Нужно уничтожить книги. Тем не менее, светское воспитание для барышень Фамусов признает.
Хотя он и брюзжит по поводу Кузнецкого моста, сам целиком подчиняется такой моде, дом его «открыт для званых и незваных, особенно с иностранных».
Все господа знают один об одном, поэтому так боятся общественной мысли, так от нее зависят. Извне все должно быть пристойно, а уже внутри, дома — ни-ни! «Что станет говорит княгиня Марья Алексевна!». Своих суждений не имеет не только безродный секретарь, но и сам хозяин.
Он привык думать, как все, повторять обычные истории своего окружения. Фамусов в увлечении от всего московского, юношей, дам, девиц. Сатирической есть Москва в изображении в характере Фамусова имеющиеся и красивые черты: незаурядное добродушие, широкое гостеприимность, которые отличают москвичей вообще. Хотя чуткость, замечу, какая-то искаженная: «Ну, как не порадоваться родному человеку». Извечная моральная неразборчивость характерная для подобных людей.
Фамусов — фокус, который отбивает умственную заскорузлость и самодовольство старинного московского панства. И ничто не изменит таких, как он.
— С тех пор дороги, тротуары Дома и все на новый лад.
— Дома нови, ко предрассудки стари…
И это истина. Как истина и то, что все эти Фамусовы добродушные только к известной границе. Как только кто-то кажется им опасным, они показывают острые клыки хоть для шутки.
Пушкин будто довершил сатиру на «московское панство». Его «отпускные гусары, записные франты, архивные юноши с манерными взглядами» — явление номинальное. «Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс…» — вот оно, жизнь Московского «общества». Здесь все по-старому: по-старому вершат дела, делают карьеру, выдают замуж, укладывают удобные соглашения, берегут традиции старика панства, еще времен Екатерины II.
Представительная, хлебосольная «вторая столица», что никуда не спешит, сельская родственница столицы «первой» — Петербурга.
Стоят на московских бульварах два памятника двум Александрам Сергеевичам, а мимо них течет московская толпа. Интересно, что написали бы о сегодняшней Москве наши большие поэты?
Москва А. С. Грибоедова