Мотив недоверия к миру в повестях Дж. Крюса
Крайне показателен для литературы мотив недоверия к миру взрослых, живущих по неправедным, «недетским» законам. Отсюда бунт маленькой Бабы-Яги Пройслера, бунт Эмиля и его друзей и «мальчика из спичечной коробки» Кестнера. Те же мотивы мы встретим у Дж.
Крюса, П. Хертлинга. В этом антагонизме к миру взрослых (за редкими исключениями, которые всегда изображаются писателями именно как исключения. Например, родители в биографической книге Кестнера, прадед в книге Крюса «Мой прадедушка, герои и я» и др.
В детской литературе находят
Книги Крюса всегда современны: и когда они описывают реальность, как в названных книгах или в известной повести «Антон и Кнопка» , и когда происшествия невероятны. Творчество Крюса явилось неопровержимым доказательством необходимости и плодотворности обращения к классическому наследию. В его книгах мы без труда обнаружим и тонкий логизм романтической сказки Гофмана, и своеобразный очный реализм Гауфа.
Дж. Крюс
Еще одно качество отличает Крюса от его предшественников. И Пройслеру, и Кестнеру свойственны тонкая ирония, мягкий юмор. Дж. Крюс более разносторонен и в этом плане.
В его творчестве мы обнаружим не только всю палитру иронии и юмора, но и сатиру — сатиру жесткую, суровую, которая напомнит Гофмана, но Гофмана не автора детских сказок, а писавшего для взрослых со всей беспощадностью его сатирического гротеска, сатиры Г. Гейне, Г. Манна. Сатира Крюса всегда остросоциальна.
В повести о «Тиме Талере» Джеймс Крюс использует хорошо известный в немецкой литературе и много раз обработанный различными писателями мотив о продаже человеком ради денег своего «я». У А. Шамиссо — это была тень героя, у В. Гауфа — сердце, у Т. Манна — жизнь. Вариант Крюса особенно трагичен, его герой — ребенок и сирота. Вступая в сделку с силами зла, предшественники1 Тима хотя и не до конца, но знали, на что и во имя чего идут.
Тим своей судьбы не выбирает, весь строй жизни, в которой он существует, толкает его на этот поступок. Сила зла у Крюса изображена с нарочитой откровенностью, в качестве черта выступает современный делец, оснащенный полным набором современных технических чудес и фантастическим богатством. Крюс допускает толику чертовщины только лишь для сказочной,; достоверности, создавая своего рода современную фантасмагорию. Вместе с тем писатель не снимает вины и со своего маленького героя.
Путь осознания своего проступка и борьбы за возвращение человеческого достоинства у Тима столь же долог, как и у его предшественников. Писатель не боится сюжетных осложнений, вводит целый ряд второстепенных героев, дублирующих практически его главного персонажа, олицетворяющего зло,- черта, чтобы продемонстрировать реальную сложность реальной борьбы с бесчеловечными силами буржуазного мира. Как и у Кестнера, у Крюса побеждают дружба и солидарность простых людей, но именно здесь писатель не скрывает сказочности подобной ситуации в реальном мире.
Удивительно резок контраст красок, к которым прибегает Крюс в своей книге. Автор лиричен, мягок, даже сентиментален в изображении Тима и его друзей. Жесткими, гротескными, безжизненными красками выписан мир современных буржуазных дельцов, нарочито подчеркнут их автоматизм, бездуховность, бесчеловечность.
Книга «Мой прадедушка, герои и я» в идейном смысле необычайно важна и для самого Крюса, и для детской литературы ГЕРМАНИИ в целом. Никто из детских писателей ГЕРМАНИИ не пытался с такой широтой поставить проблему мировоззрения и нравственности современного поколения детей. Лжеромантика и лжегероизм были достаточно безотказным и хорошо отлаженным механизмом, при помощи которого на протяжении более двух столетий происходило формирование миросозерцания многих поколений в Германии в духе шовинизма и расизма.
Крюс Находит удачную форму изложения этих совсем не простых для детского восприятия проблем. В книге скомпонованы и серия новелл, и стихи. Сатира, гротеск и лирика, психологизм и документальность отличают эту своеобразную книгу, жанр которой не укладывается ни в какие каноны.
Сюжетный план повествования — лирический рассказ об острове Гельголанде, родине писателя, его самобытных людях, мудрых и неунывающих, вопреки всем трудностям жизни. Непритязательное внешне бытописание несет большую идейную нагрузку. Взаимоотношения главных героев: «старого» и «малого» — это сама история, предстающая в естественной диалектике опыта прошлого и познания настоящего.
Перелистывая вместе с героями страницы истории человечества, юные Читатели учатся суровой, нелицеприятной, но бесконечной мудрости олицетворением которой является в книге образ Прадеда, бескомпромиссного судьи истории, гуманный опыт которой он доносит до правнука и современного поколения.
На эту образно-эмоциональную линию повествования наложен и трои план, который требует известного знания истории и культуры. В беседах героев, их «сочинительстве» раскрывается различное в разные времена понимание героя и героического, прямо влияющее на жизнь человека. Процесс постижения истины происходит на глазах. Читатель вместе с героями напряженно ищет ответ, рассматривает варианты, делает выводы. Крюс не боится прямой назидательности в конце каждой главы, ибо она оказывается результатом совместных исканий и находок, рожденных не только духовным единством героев, но и читателей.
Каждая истина, прежде чем обрести форму коллективного вывода, многократно варьируется в сочиняемых «старым» и «малым» стихах, в импровизациях на заданную тему.
Мотив недоверия к миру в повестях Дж. Крюса