МОТИВЫ ЛИРИКИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Лирические произведения Г. Лермонтова принесли ему славу второго поэта после Пушкина, но настоящее значение его лирического наследства открылось уже после его смерти. А поэтическая обворожительность его стихов привлекает читателя и сегодня.

В стихах поэта отразились все его творческие интересы, моральные и художественные поиски, личные переживания, даже общественные явления его времени. Из этих произведений можно понять, какие друзья и враги его окружали, какие события волновали мир, которые проблемы решались.

И все же ведущий мотив

его лирики — это мотив одинокости, на которую обреченный человек. Для лирического героя Лермонтова выхода из этого залога нет. Ні любовь, ни дружба не дают ему лишиться ощущение одинокости:

Пусть я кого-нибудь люблю: Любовь не красит жизнь мою… Живую — как неба властелин — В прекрасном мире — но один.

В стихе «Нет, я не Байрон, я другой…» Лермонтов обращается к образу Байрона, чтобы показать истоки этого чувства. «Мировая скорбь» находит отклик в сердце лирического героя. Но Лермонтов живое и создает за других исторических обстоятельств. Байрон отобразил пробуждение самосознания человека,

а поколение Лермонтова несет бремя разочарований в возможностях человека, ее прогрессивной роли в истории.

Поэтому в «душа моей, как в океане, надежд разбитых груз лежит», поэтому чувство пессимизма охватывает его лирического героя. Своеобразное решение находит этот мотив в стихе «Выхожу один я на дорогу». Лирический герой ощущает себя беспредельно одиноким не только среди людей, но и во вселенной.

Удивительно, но это чувство вызывает у него не желание пойти из жизни, а желание «свободы и покоя», желание освободиться от условностей, которые ограничивают личность, желание ощутить красоту человеческих отношений и мира.

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, О любовь мнет сладкий голос пел, Надо мной чтоб вечно зеленея Темный дуб склонялся и шумел.

Мотив одинокости тесно связан с мотивом свободы. Возможно, человек тома одинокий, что только во внутреннем миру она чувствует свободной. Но Лермонтов ощущает, что в границе внутреннего мира обедняет человека. Например, стих «Не верь себя» раскрывает традиционную для романтиков тему «поэт и толпа».

Но его решение этой темы противоположное традиции: у гурьбы значительные преимущества перед поэтом, так как в ней сосредоточился выстраданный опыт многих поколений, а внутренний мир одного человека, который бы богатый он не был, не может вместить этого опыта.

Характерно для Лермонтова — объединение мотивов свободы и природы, природы и одинокости. Природа олицетворяет стихию свободы, поэтому часто употребляемые образа океана, моря, неба, звезд, туч. Именно они преобладают в стихах «І скучно, и грустно», «На дорогую иду я в одиночестве», «Нет, я не Байрон…». Лирика Лермонтова отобразила главные проблемы его времени. И не случайно мотивы одинокости и свободы — ведущие в его творчестве.

Именно действительность подсказывала их поэту.

Ведь повесть «Бела» является своеобразным рассказом Максима Максимовича о том, как Печорін похитил Белу. Эта повесть вышла незадолго до высылки Лермонтова на Кавказ в журнале «Современник», где к заметкам подорожного офицера и был включен рассказ Максима Максимовича. Повесть «Бела» перекликается с пушкинским «Кавказским плеником», но сказ ведется бытовым, сниженным языком самым Максимом Максимовичем.

В повести «Максим Максимович» рассказчик превращается в действующее лицо. Рассказ продлевается от лица автора романа. Именно здесь, единый раз за всю книгу, автор встречается с глазу на глаз с Печориним. Встреча автора с героем была необходимой для реалистического изображения героя. Повесть «Максим Максимович» является своеобразной подготовкой для восприятия второй части романа.

Ведь из уст автора мы узнаем о смерти Печорина, после чего автором обосновывается право на публикацию «Журнала Печорина». В трех повестях «Журнала Печорина» появляется третий рассказчик — сам Печорин, который возникает перед читателями умным и проникновенным человеком, который умеет правдиво и откровенно определить и свой внутренний залог, и залог всех окружающих его людей.

Сила и слабость характера Печорина — в способности к самоанализу. В этом же заключается и причина его скептицизма и разочарований. Не смотря на все единство «Журнала Печорина», повести, которые вошли в него, очень различаются. «Тамань» можно рассматривать как продолжение традиций романтических разбойничьих повестей. «Княжна Мэре» представляет собой роман из современной жизни и перекликается с «Евгением Онегиным». А «Фаталист» продолжает тему игроков.

Итак, композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» не только по-новому раскрывает образ главного героя, а и предоставляет произведению небывалого художественного совершенства.




МОТИВЫ ЛИРИКИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА