Мотивы мифа и сказки в творчестве Роулинг
Литература, как известно, генетически тесно связана с мифологией. Изучение мотивов мифологии в литературе, в частности, сводится к выявлению в литературных текстах определенных мифологических имен и образов. Мифологические модели и мотивы можно проследить в романах Ч. Диккенса, Э. Золя, Т. Манна и др. Однако мифологические модели не теряют своей ценности и притягательности также и для творцов современной литературы.
Круг мифологических литературных мотивов весьма расширился в конце XX в. и в начале XXI в. за «счет фантастической литературы,
Народное словесное художественное творчество, фольклор, не только выражает мысли и чувства массы, народа, но текст фольклорного произведения может быть использован каждым, кто им интересуется. Наибольшей устойчивостью фольклорных текстов отличаются те жанры, в которых слово наделено функцией магической или религиозной, т. е. сказки, легенды, баллады, были, обрядовые песни и т. д.
Литература всегда испытывала то большее, то меньшее воздействие народного художественного творчества. При изучении фольклорных интересов писателей одной из первоочередных
Когда Джоан Кетлин Роулинг начала писать свой первый роман «поттеровской» серии «Гарри Поттер и Философский камень» в 1990 г., в английской литературе уже существовали трилогия Джона Роналда Толкиена «Властелин колец» , «Хроники Нарнии» Клайва Стейплса Льюиса, сказки-аллегории Ричарда Адамса «Уортершипские холмы» , «Шар-дик» и др.
Несколько английских издательств отказались публиковать первую книгу Дж. К. Роулинг, но в 1996 г. литературный агент сообщил писательнице, что издательство «Блумсбери» готово напечатать ее роман «Гарри Поттер и Философский камень». Он вышел в свет в июне 1997 г. и завоевал британскую награду «Книга года».
В первой же главе первой книги «поттерианы» читатель видит профессора школы Хогвартс Минерву МакГонагалл, обернувшуюся кошкой. Но ведь это постоянный мотив фольклора и сказок, например, и в «Одиссее» Афина превращается в ласточку.
Эпические поэмы создавались древними греками на основе народных песен и сказаний. Эпические поэмы слепого певца Гомера «Илиада» и «Одиссея» передавались из уст в уста в течение нескольких поколений. Они были записаны в Афинах только в VI в. до н. э. Некоторые исследователи древнегреческой литературы сомневались в исторической реальности личности Гомера. Так, в 1795 г. и в 1837 г. немецкие филологи Ф. Вольф и К. Лахман называли «Илиаду» и «Одиссею» результатом безличного народного творчества, тем более, что биографические сведения о Гомере отсутствуют, а семь городов в древней Греции спорили о праве называть себя родиной этого замечательного аэда.
Как Вольф, так и Лахман считали «Илиаду» и «Одиссею» соединением многих древних песен, которое было совершено различными аэдами.
Главная героиня «поттерианы», подруга Гарри и Рона Уизли, Гермиона Грэйнджер получила имя, взятое из греческой мифологии. Согласно мифам, Гермиона была дочерью прекрасной Елены и царя Спарты Менелая.
Врагу Гарри, Рона и Гермионы, школьнику Драко Малфою писательница дала имя, которое не могло бы повториться ни в одной из английских школ и не могло бы стать «дразнилкой», поскольку первые тома «поттерианы» создавались в расчете на 11-12-летних детей. Это впоследствии «поттерианой» стали Увлекаться и взрослые. Дракон в греческой мифологии — это крылатое огнедышащее чудовище с гигантским змеиным туловищем, «представление о котором перешло к грекам от других культур» . Да ведь и латинский эпиграф ко всей серии романов о Гарри Поттере говорит о драконе: «Draco dormiens nunquam titillandus» . Это изречение находится на титуле каждого тома под изображением герба школы Хогвартс.
Когда в конце первого тома «поттерианы» Гарри, Рон и Гер-миона попадают в Запретный Лес, они впервые видят кентавров, существ, до пояса имеющих человеческое тело, а ниже пояса — лошадиное.
Согласно древнегреческой мифологии, полулюди-полукони являлись потомками царя многочисленного племени гигантов-лапифов Иксиона. «Когда Иксион попытался соблазнить Геру, Зевс создал облачный призрак Геры — Нефелу. От Нефелы и Иксиона родился Кентавр и произошли кентавры» . В «поттериане» у Роулинг один из кентавров даже становится учителем в Хогвартсе.
Гарри рассказывает лесничему Хагриду, что он знает о страшном трехголовом псе, которой сторожит в Хогвартсе вход в подземную комнату, где хранится Философский камень. Хагрид проговаривается, что пса можно усыпить при помощи музыки, что и было сделано. Трехголовый свирепый пес в древнегреческой мифологии — это Кербер, или Цербер, пес, охранявший подземное царство Аида. Орфей усмирил Цербера своим напевом.
В Тайной комнате, поисками которой во втором томе озабочены Гарри, Рон и Гермиона, находится Василиск, Король Змей. Его Гарри побеждает с помощью посланных директором Дамблдо-ром птицы Феникса и волшебного серебряного меча, который Гарри достал из шляпы Годрика Гриффиндора.
Василиск, мифический чудовищный змей, по описанию Плиния Старшего, наделяется сверхъестественной способностью убивать не только ядом, но и взглядом. Некоторые мифы описывают Василиска как гигантскую птицу с хвостом змеи, которая дышала огнем. В других мифах этот Король Змей признавался богоравным. Смертельным для Василиска считался крик петуха. В Средние века верили, что Василиск выходил из яйца, снесенного петухом и высиженного жабой.
На первом же уроке Защиты от черной магии профессор Ре-мус Люпин предложил учащимся пообщаться с призраком «боггар-том», который поселился в шкафу его классной комнаты. Всезнайка Гермиона на вопрос профессора «Что такое боггарт?» ответила, что это особый дух, который принимает форму того, кто, по его мнению, нас больше всего пугает. В кельтской мифологии боггарт это дух, постоянно живущий в доме и способный на злые проделки.
В Северной Англии существует вера в то, что если боггарту дать имя, он становится непредсказуемым, непослушным и неуправляемым. Это поверье распространено, главным образом, в Ланкашире и Йоркшире.
На протяжении почти всего третьего тома «поттерианы», т. е. романа «Гарри Поттер и узник Азкабана», идет речь о крылатых конях гиппогрифах, один из которых по имени Бакбик спасает крестного отца Гарри, узника Азкабана Сириуса Блэка, унеся его прочь от школы Хогвартс и от страшных Дементоров. Гиппогрифы имели, согласно легенде, лошадиные тела, задние ноги и хвосты, а передние ноги, крылья и головы у них были, как у гигантских орлов.
Легенда раннего Средневековья о рыцарях Круглого стола сообщает, что волшебник Мерлин был сыном христианки и мужского демона инкуба. В кельтской мифопоэтической традиции образ Мерлина бытовал в устных народных преданиях, а в XII в. этот образ получил популярность через сочинения Гальфрида Монмут-ского. Традиционная канва повествования о Мерлине складывается в XIII в. Неоднократные упоминания в «поттериане» о волшебниках, рожденных в семьях, где только один из родителей волшебного происхождения, восходит, по-видимому, к легенде о кудеснике Мерлине, а также к преданию о Роберте-Дьяволе, герцоге Нормандском, который якобы был сыном дьявола и герцогини.
Мотивы мифа и сказки в творчестве Роулинг