Нетрудно заметить, что все указанные выше мотивы, вместе со всей совокупностью накопленных ими значений и контекстуальных связей, сплетаются в стихотворении «Во глубине сибирских руд». Благодаря их взаимодействию и становится возможной утопия гармонического преображения мира.
Граница смыслового пространства утопии отмечена не только переходом от призывного обращения к предсказанию, но и сменой типа рифмовки, переходом от перекрестной рифмы к рифме опоясывающей, обхватной. Здесь, на этой границе, и происходит характерный для утопии «большой скачок». Смысловая динамика ведет от «глубины сибирских руд» и мрака «подземелья», через мотивы скорби и терпенья к символически
. Происходит знакомый читателям Пушкина переход от ситуации сна-смерти к ситуации пробуждения-воскресения. Из этого ассоциативного ряда и вырастает теперь вполне понятный нам Тематический параллелизм, связующий веселье пробудившейся души с исчезновением «мрака заточенья» , с радостно встречающей узников свободой, с идеальным состоянием общества, одним словом.
В этом контексте закономерно появляются мотивы «любви и дружества», т. е. мысль о них как о силах, проникающих сквозь «мрачные затворы» и прокладывающих путь к общественной гармонии: ведь в лирике Пушкина уже сложилось представление об их способности быть прообразами идеальных общественных отношений и преодолевать препятствующую их возникновению косность существующего порядка вещей. Затем, как уже бывало, вырисовываются контуры самой идеальной гармонии, в данном случае тоже окрашенной праздничным колоритом. И все это тоже звучит как «поэта предсказанье», как проявление способности поэта-пророка проникать в невидимую для всех подспудную связь вещей, открывая миру неизвестные ему возможности его преобразования.
Пророческий смысл и пророческий тон предсказания поддержаны реминисценциями, восходящими к Священному Писанию: чуткий стилистический инстинкт Пушкина проявляется в отборе мотивов и ключевых слов, созвучных именно профетической «тональности» текста.
Дайджест:
- Анализ стихотворения «19 октября»Исходной точкой в развитии лирического сюжета оказывается здесь тема одиночества. Тема эта, обозначенная во второй строфе стихотворения, в дальнейшем усиливается вариативным пояснения. Перед читателем — несколько различных ситуаций одиночества, по тем или иным причинам непреодолимого. Печален я: со мною друга нет, С кем долгую залил бы я разлуку, Кому бы мог пожать от сердца руку ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «19 октября» Пушкина«19 октября» . Пребывание в Михайловском обострило воспоминания Пушкина о друзьях юности, о лицейском братстве и послужило отправной точкой для создания данного стихотворения. Основная тема — обзор жизненного пути за восемь лет после окончания лицея. Поэт пишет не только о себе, но и о своих друзьях: … Поэта дом опальный, О Пущин мой, ты первый ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Пушкина «19 октября 1825»В 1817 году Александр Пушкин блестяще окончил Царскосельский лицей. Во время прощального бала друзья-лицеисты постановили, что каждый год 19 октября, в день открытия этого учебного заведения, они будут собираться вместе, чтобы вспомнить о своей беспечной юности. Стоит отметить, что эта традиция на протяжении многих лет соблюдалась неукоснительно. Однако жизнь разбросала вчерашних лицеистов по всему миру. ... Читать далее...
- На тему: Анализ стихотворения Пушкина 19 октября 1825 год, лицей, урок в 8 классе, средства выразительности, по плану —Подготовка к ЕГЭ: Сочинение на тему: Анализ стихотворения Пушкина 19 октября 1825 год, лицей, урок в 8 классе, средства выразительности, по плану. Это произведение стало посланием автора своим лицейским друзьям, с которыми ежегодно происходили встречи 19 октября в стенах Лицея. Письмо в стихах является одним из многих посланий, но оно заслужило внимание по причине отсутствия ... Читать далее...
- Цыганские мотивы и кабацкие мотивы в поэзии ЕсенинаВ поэме «Анна Снегина» герой — сам поэт — говорит героине: Я вам прочитаю немного Стихи Про кабацкую Русь… Отделано четко и строго. По чувству — цыганская грусть. «Четко и строго» — такими словами определил Есенин характер работы над этим циклом, и у нас нет теперь никаких оснований не доверять поэту, который никогда и ни ... Читать далее...
- В каких произведениях русской литературы XIX века звучат мотивы дорожной лирики и в чем они сопоставимы с некрасовскими?В каких произведениях русской литературы XIX века звучат мотивы дорожной лирики и в чем они сопоставимы с некрасовскими? Отвечая на поставленный в задании вопрос, вспомните, что мотив дороги является одним из традиционных мотивов русской лирики. Покажите, что актуальность его долгое время поддерживалась целым рядом российских реалий. Объясните, что самыми ранними дорожными стихотворениями XIX века считаются ... Читать далее...
- 19 октября 1825 годаОкончив лицей, выпускники постановили ежегодно собираться 19 октября, в день торжественного открытия в 1811 году лицея. В те годы, когда Пушкин был в ссылке и не мог в день годовщины быть вместе с товарищами, он не раз присылал собравшимся свое приветствие. В большом послании 1825 года Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзьям, вспоминает дни ... Читать далее...
- Какое впечатление произвело на меня стихотворение «19 октября» ?Ответ зависит от индивидуальных особенностей анализирующего стихотворения. Вот, например, как на эти вопросы отвечал В. Г. Белинский: «Кто не знает пьесы Пушкина «19 октября»? После обращения к каждому из отсутствующих друзей своих поэт говорит: Пируйте же, пока еще мы тут! Увы, наш круг час от часу редеет; Кто в гробе спит, кто дальний сиротеет; Судьба ... Читать далее...
- ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ О. С. ПУШКИНАГений Пушкина намного опередил свое время. Поэзия Пушкина — это целый мир, в котором каждый читатель может найти то, что касается лично. Дружба, любовь к родине, ее история, история человечества, свобода личная и общественная, рабство и тирания, жизнь и смерть, природа и человек, любовь и одинокость — вот лишь небольшая частица мотивов его лирики. Мотивы ... Читать далее...
- Пушкин, 19 октября. Что ценит Пушкин в своих друзьях?Пушкин, 19 октября. Что ценит Пушкин в своих друзьях? Какое впечатление складывается у вас об авторе стихотворения как о человеке, друге? Каков его эмоциональный мир? Об авторе складывается) впечатление как о человеке порывистом, эмоциональном, постоянно нуждающемся в общении с друзьями, страдающим от одиночества в день годовщины Лицея и невозможности быть на празднике. Он верен не ... Читать далее...
- Тютчев, «Живым сочувствием привета…». Какие новые мотивы привносит Тютчев в осмысление личности и судьбы поэта?Сопоставьте стихотворение Тютчева с произведениями Пушкина «Поэт» и Лермонтова «Поэт». Тема этого стихотворения Тютчева, как и стихотворений Пушкина и Лермонтова с таким же названием, — поэтическое вдохновение. Однако они трактовали вдохновение как пришедшее свыше. Поэт «к ногам народного кумира не клонит гордой головы». Поэт Тютчева также может быть «в толпе людей затерян», «порой доступен их ... Читать далее...
- План сочинения: Религиозные мотивы и образы в поэзии ЗаболоцкогоРелигиозные мотивы и образы в поэзии Заболоцкого Мысли о религии, о Боге едва ли не самые потаенные и сокровенные в поэзии Заболоцкого. Начало этим размышлениям положено уже в «Столбцах». Религиозные мотивы выполняют в поэзии Заболоцкого несколько задач: А) библейские образы и ситуации, особенно в ранних произведениях, часто создают отдаленный фон вечности, на котором происходит поэтическое ... Читать далее...
- Основные темы и мотивы всей лирики ЛермонтоваВ одном из последних стихов Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» объединены основные темы и мотивы всей его лирики. Автор будто подводит итог своему поэтическому творчеству. В первой же строке речь идет об одиночестве лирического «я» поэта. Он выходит в открытый, широкий мир. Перед ним направленная вдаль бесконечная дорога, над ним — бескрайнее небо. Если ... Читать далее...
- МОТИВЫ ЛИРИКИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВАЛирические произведения Г. Лермонтова принесли ему славу второго поэта после Пушкина, но настоящее значение его лирического наследства открылось уже после его смерти. А поэтическая обворожительность его стихов привлекает читателя и сегодня. В стихах поэта отразились все его творческие интересы, моральные и художественные поиски, личные переживания, даже общественные явления его времени. Из этих произведений можно понять, ... Читать далее...
- Мотивы прогрессивного романтизма звучат и в поэзии ВеневитиноваТворчество Д. В. Веневитинова, богато и разнообразно одаренного юноши, умершего на двадцать втором году жизни, приходится на самую середину 20-х годов и в какой-то мере связано с центральным событием этого времени — восстанием декабристов. Веневитинов не был декабристом. Однако он испытал воздействие передового общественного движения и в «Обществе любомудрия» возглавлял прогрессивную группу, ожидавшую политических перемен. ... Читать далее...
- Основные мотивы лирики А. С. ПушкинаНет ни одной стороны жизни, которую не отразил бы А. С. Пушкин в своей поэзии. «Что же было предметом его поэзии?» — спрашивал Н. В. Гоголь. И отвечал: «Все стало предметом». Любовь и смерть, стремление к свободе и размышление о роли поэзии, природа и история — все гармонично и естественно вошло в стихи Пушкина. Вольнолюбивые ... Читать далее...
- Романтические мотивы в лирике М. И. Цветаевой. Чтение наизусть одного стихотворенияЛирика М. И. Цветаевой многопланова и тематически разнообразна, но общую тональность поэзии все же можно определить как романтическую, с неотъемлемым для романтизма ощущением трагичности бытия. Романтическое несоответствие между идеалом и реальностью. Мотив одиночества. Конфликт между внутренним миром и окружающей действительностью, основной для романтического мировоззрения, становится для поэзии М. И. Цветаевой ключевым. Отсюда возникает и сквозной ... Читать далее...
- На тему: Философские мотивы в творчестве С. А. ЕсенинаИмя Сергея Есенина прочно связано в нашем представлении с характеристикой, данной им самим: «Я — последний поэт деревни». Его светлые, живые, красочные стихотворения воспевают природу милой поэту Родины, простой и гармоничный уклад деревенской жизни. Но это далеко не полный портрет Есенина как поэта. В его творчестве размышления над глубокими философскими вопросами переплелись с созерцанием и ... Читать далее...
- Философские мотивы в поэзии Ф. И. Тютчева Тютчев Ф. ИФилософские мотивы в поэзии Ф. И. Тютчева Федор Иванович Тютчев стоит особняком в русском поэтическом пантеоне. Он — современник Пушкина. Но это никак не читается. Его поэзия лишена временных примет. Ее стержнем является не чувственная эмоция впечатления, а единая мировоззренческая концепция. Поэтика Тютчева постигает начала и основания бытия. В ней прослеживаются две линии. Первая напрямую ... Читать далее...
- Мотивы лирики ДельвигаВ античности поэт нашел свой романтический идеал гармонического общества и прекрасного, совершенного человека. В ней он увидел прообраз счастливого будущего человечества. Огромный интерес к поэзии Эллады, к ее мифам, легендам, духу ее народа появился у Дельвига еще в лицее. С тех пор и до последних дней короткой и небогатой внешними событиями жизни Дельвиг не изменил ... Читать далее...
- Основные мотивы и образы лирики ЛермонтоваПоэзия Лермонтова начала формироваться в эпоху романтизма, которая и оказала огромное влияние на творчество поэта. Чаще всего перед нами герой внутренне одинокий и противостоящий окружающему миру. Человек у Лермонтова всегда испытывает душевные муки и страдания. Он задается вопросом, где истинный смысл жизни, да есть ли он вообще. Лирическому герою сложно понять стремления людей и цель ... Читать далее...
- Мотивы рыцарского служения женщине в русской литературеСначала мне хотелось бы раскрыть понятие «рыцарство». Рыцарь — не обязательно человек в доспехах и с мечом, сидящий на коне и сражающийся с чудовищами или врагами. Рыцарь — человек, который забывает себя во имя чего-то, человек бескорыстный и честный. Говоря о рыцарском служении женщине, мы подразумеваем человека, который готов на самопожертвование ради нее, одной-единственной. Самым ... Читать далее...
- Анализ Стихотворения «Во глубине сибирских руд…»Стихотворение «Во глубине сибирских руд…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Во глубине сибирских руд…» было написано А. С. Пушкиным в 1827 году. Оно распространялось в списках. Поэт передал его для сосланных в Сибирь декабристов А. Г. Муравьевой, жене декабриста Муравьева. Она ехала из Москвы к мужу на каторгу в январе 1827 года. Декабрист А. И. Одоевский ... Читать далее...
- Разделяете ли вы мнение, что «в системе лирических мотивов Фета все остальные мотивы раскрываются сквозь призму мотива души»?Разделяете ли вы мнение М. В. Вершининой о том, что «в системе лирических мотивов А. А. Фета все остальные мотивы раскрываются сквозь призму мотива души»? Приступая к ответу на вопрос, вспомните, что в произведениях А. А. Фета всегда интенсивно осмысливались философские проблемы сущности человека и природы, определялось место человека во Вселенной, Космосе. «Лирическое я», находясь ... Читать далее...
- Основные мотивы лирики ФетаЛирика Фета по тематике не очень разнообразна. Это в основном темы любви, природы, личностные переживания — темы, которые присущи практически всем поэтам. Но у каждого есть то, что отличает его поэзию от поэзии других. У Тютчева, например, преобладающим является философский мотив. У Фета основным мотивом, который встречается практически во всех его стихотворениях, является мотив огня. ... Читать далее...
- На тему: ФИЛОСОФСКИЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВАВсе лирические произведения Лермонтова пронизывают философские мотивы. Наиболее полно они выражены в стихотворениях «Отрывок» , «Когда б в покорности незнанья…», «Чаша жизни», «Парус» и особенно в лирическом монологе «1831-го июня 11 дня». Под ношей бытия не устает И не хладеет гордая душа; Судьба ее так скоро не убьет, А лишь взбунтует; мщением дыша Против непобедимой, ... Читать далее...
- Мотивы, жанровое разнообразие, Н. А. Некрасова. Основные исследования о творчестве поэта«Я лиру посвятил народу своему», — с полным правом сказал о себе Н. А. Некрасов. Поэт жил в эпоху великих преобразований, когда общественно — политические реформы потребовали реформ в искусстве, в том числе и поэзии. Такой глубочайшей реформой было по своей сути творчество Н. А. Некрасова, который повернул поэзию лицом к народу, наполнив ее народным ... Читать далее...
- Фантастические мотивы и образы в произведениях отечественной литературыФантастические мотивы являются одним из основных приемов создания определенной ключевой ситуации в произведениях не только русской, но и мировой культуры. В отечественной литературе к данным мотивам обращались писатели различных направлений. Так, например, в романтических поэмах Лермонтова присутствуют образы потустороннего мира. В «Демоне» художник изображает протестующий Дух Зла. В произведении проводится идея протеста против божества как ... Читать далее...
- Сатирические бытовые мотивы в баснях КрыловаОднако, если у Карамзина эта тема приобретает характер обоснования пессимизма, оправдания ухода от жизни, замыкания в скорлупу своего личного тихого домашнего благодушия, то у Крылова она звучит как отрицание схоластики, как ниспровержение школьной ферулы во имя бодрой, живой жизни, полнокровного ощущения реальности, рвущей оковы пустого философствования; Карамзин и здесь — дворянский упадочник, Крылов — реалист ... Читать далее...
- Кавказские мотивы М. Ю. Лермонтова 1828-1834 годовЯркие, разнообразные впечатления, вынесенные из поездки на Кавказ в 1825 году, сыграли громадную роль в формировании и развитии раннего творчества Лермонтова. Он стал систематически писать стихи с 1828 г., обращаясь преимущественно к жанру поэмы и лирики. Начиная с этой поры, кавказская тематика занимает очень видное место в его поэзии, и эта черта навсегда становится характерной ... Читать далее...
Мотивы стихотворения «19 октября»