Муму Повесть
Повесть написана весной 1851 года, в необычных условиях, «под арестом, на съезжей» в Петербурге. Напечатать «Муму» удалось лишь в мартовском номере «Современника» за 1854 год. Опубликование повести вызвало крайнее неудовольствие высших цензурных властей, а цензору «Современника» В. Н. Бекетову, разрешившему явно антикрепостническое произведение к печати, было сделано замечание.
В 1856 году, когда Тургенев готовил трехтомное издание своих повестей и рассказов, для того чтобы включить «Муму», пришлось испрашивать специальное
«Муму»- повесть-воспоминание, сюжет которой взят из жизни. Почти все прототипы ее персонажей — крепостные матери Тургенева, Варвары Петровны Лутовиновой. Сводная сестра писателя, В. Н. Шитова, чье детство и юность прошли в Спасском, вспоминает: «Весь рассказ Ивана Сергеевича об этих двух несчастных существах но есть вымысел.
Вся эта печальная драма произошла на моих глазах…» Прототипом Герасима был глухонемой дворник Варвары Петровны, человек редкой красоты и силы.
«Варвара Петровна щеголяла своим гигантом дворником…
В Москве зеленая блестящая бочка и красивая серая в яблоках заводская лошадь, с которыми Андрей ездил за водой, были очень популярны у фонтана близ Александровского сада,- вспоминает мемуаристка…- Сила его была необыкновенная, а руки так велики, что, когда ему случалось меня брать на руки, я себя чувствовала точно в каком экипаже. И вот таким-то образом была я однажды внесена им в его каморку, где я в первый раз увидала Муму. Крошечная собачка, белая с коричневыми пятнами, лежала на кровати Андрея…» . Воспоминания Житовой, кроме своей достоверности, важны еще и по другой причине. Они дают возможность оценить идейную остроту тургеневского замысла. «Всем известна печальная участь Муму,- пишет Житова,- с тою только разницей, что привязанность Андрея к своей барыне осталась все та же…» В этой разнице и заключается суть повести.
Герасим после гибели Муму покидает городскую усадьбу навсегда. «Он спешил без оглядки… к себе в деревню, на родину… Он шел… с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью…» Таким открытым финалом закончил Тургенев повесть, исходя из высшего представления о гуманизме и человеческом достоинстве.
Современная критика сразу же обратила внимание на повесть Тургенева, сравнивая ее с наиболее выдающимися рассказами из «Записок охотника» .
С совершенно разных позиций, но одинаково высоко была оценена повесть как в славянофильском лагере Аксаковых, так и в западнических и демократических кругах, в частности Л. И. Герценом. Он назвал Герасима русским «дядей Томом», как бы предугадав дальнейшую европейскую популярность небольшой повести Тургенева, при жизни писателя ставшей вровень с прославленным романом Бичер-Стоу,
«Муму» оставила глубокий след в истории русской литературы. Чеховская «Каштанка» и один из наиболее трагических и значительных рассказов зрелого Чехова «Тоска» восходят к этой тургеневской повести, созданной опальным писателем.
Муму Повесть