На примере творчества Ф. А. Абрамова

В конце 50-х — начале 60-х годов XX века в русской литературе появилось направление, которое принято называть «деревенской прозой». Главной задачей, которую ставили перед собой писатели этого направления, стала задача осмысления судьбы крестьянства в современном мире. В те годы жизнь деревни коренным образом изменилась. Глобальные преобразования, совершаемые в масштабах всей страны — гигантские стройки, освоение целинных земель, создание искусственных водохранилищ, — врывались в размеренную, веками устоявшуюся жизнь деревни, изменяя

ее почти до неузнаваемости.

Писатели в деревенщики»сделали центром своего внимания судьбу деревни-. Крестьянство в их произведениях рассматривалось как хранитель моральных и духовных ценностей, последний оплот этих ценностей в современном мире. Под этим углом зрения создавали свои произведения В. Можаев, В. Астафьев, В. Распутин, Ф. Абрамов.

Ведущая тема тетралогии и «Пряслины» Ф. Абрамова — судьба русской деревни, тема малой родины — Русского Севера как источника народнойкультуры и нравственности. В первом романе тетралогии, на котором мы остановимся как на своеобразном фокусе проблематики

«деревенской прозы», показана жизнь деревни в разгар Великой Отечественной войны. Книга Ф. Абрамова рассказывает читателю правду о том нелегком времени. Как и все писатели-«деревенщики», Ф. Абрамов в своем романе говорит об особом качестве взаимоотношений между людьми — в деревне люди ближе друг к другу, понятие крестьянского «мира» сохраняет свою актуальность для героев. Не зря роман называется » Братья и сестры».

Это название относится не только к главным героям: четырем братьям и двум сестрам. Все люди в Пекашине приходятся друг другу ближней и дальней родней, а значит, еще один смысл есть у названия романа » Братья и сестры» — это история села Пекашино.

«Деревенская проза» проявляет особое внимание к повседневному бытовому укладу деревни. И в романе Ф. Абрамова подробно показано течение повседневности, воссоздана летопись бытия деревни. Обычной чередой проходят дни.

Жизнь крестьянина построена в соответствии с календарем сельскохозяйственных работ. Но в годы войны, когда мужчины на фронте, эти работы становятся воистину героическими, недаром тыл в те годы называли «вторым фронтом». Читательскому вз. ору открывается зрелище повседневного народного подвига, картина того, какой ценой добывался хлеб для фронта. Зреет очередной урожай — раскрываются и проявляют себя люди.

Круговорот сельской страды, происходящей в чрезвычайных условиях, — это и история жизни основных героев произведения.

В «деревенской прозе» крестьянское мировидение определяет подход рассказчика к изображаемым событиям: «Ненамного — всего на воробьиный скок прибавился день после Нового года. И солнце еще не грело — по-медвежьи, на четвереньках ползало по еловым вершинам за рекой». Природа естественно и ненавязчиво входит во внутренний мир героев. Картины природы содержат в себе очень важную составляющую духовной жизни русского народа. При этом пейзаж несет большую не только нравственно-философскую, но и социально-экономическую нагрузку.

Каждый герой — Михаил Пряслин, Лиза, Егоров, Петр Житов — видит действительность по-своему, в результате чего роман пестрит людскими индивидуальностями.

В прозе о деревне раскрываются сложные социально-нравственные проблемы. В центре внимания авторов — люди самых обычных профессий, живущие простой жизнью. Писатели сосредоточили внимание на исследовании народных истоков гуманизма, трудовой основы нравственности, национальной духовной культуры.




На примере творчества Ф. А. Абрамова