На тему: АНТИВОЕННАЯ И ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ТЕМЫ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

Еще совсем недавно казалось, что громкие слова о защите и сохранении мира на планете — ветхие, ни­кому не нужные лозунги. Но последние события в ми­ре опровергают подобный — поверхностный и неглубо­кий — взгляд. На поверку оказывается, что именно сейчас, как никогда, человечество близко к глобальной катастрофе.

В вопросе сохранения мира между людьми и народа­ми Земли нашими сторонниками могут стать великие гу­манисты прошлого. В их число, несомненно, следует включить и великого русского писателя Льва Николаеви­ча Толстого. До

него во всей мировой литературе никто не сумел показать войну так правдиво и с таким беспо­щадным реализмом.

По признанию самого писателя, он рисовал «ужасные, потрясающие душу зрелища» для то­го, чтобы разрушить романтический ореол, которым ок­ружали войну авторы, знавшие о ней понаслышке.

Военные сцены открываются смотром войск под Браунау. До начала Отечественной войны остается целых семь лет. Но герои романа и вслед за ними сам автор уже здесь задаются вопросами: «Что такое война? Что такое героизм, подвиг?» И ответ напрашивается сам собой: вой­на — это труд, страдание, кровь и гибель сотен и тысяч

людей.

А настоящий героизм и истинный подвиг, к свер­шению которых так стремятся многие из героев, совер­шается обыкновенными простыми людьми.

Вот князь Багратион со свитой совершает объезд бое­вых позиций во время Шенграбенского сражения. «Им стали встречаться раненые. Одного, с окровавленной го­ловой, без шапки, тащили двое солдат под руки. Он хри­пел и плевался.

Пуля попала, видно, в рот или в горло. Другой, встретившийся им, бодро шел один, без ружья, громко охая и махая от свежей боли рукою, из которой кровь лилась, как из склянки, на его шинель. Лицо его казалось больше испуганным, чем страдающим».

Благородной целью Шенграбенского сражения бы­ло спасение всей русской армии. Эта цель предопре­делила стойкость, мужество, бесстрашие рядовых русских солдат и таких офицеров, как Тимохин, Ту­шин. Но война обнажила также духовное ничтожество офицеров, подобных Анатолю Курагину.

Жестоким бессмысленным выглядит эпизод бом­бежки отступающих русских войск у плотины Аугеста после проигранного Аустерлицкого сражения. Но не менее жуткое зрелище возникает перед нами в сцене голода в Павлоградском полку, который «в делах поте­рял только двух раненых; но от голоду и болезней по­терял почти половину людей».

С большой силой антивоенная тема начинает зву­чать в романе с началом Отечественной войны. И здесь она соединяется с темой патриотической, и тон писате­ля становится суровым и направлен против наполео­новского вторжения: «Двенадцатого июня силы Запад­ной Европы перешли границы России, и началась вой­на, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

В словах автора и речах главных героев произведе­ния, участников войны, звучит ее решительное осужде­ние. И для князя Андрея, и для капитана Тушина, и для Пьера, и для Долохова, и для многих других героев ро­мана война — это «страшное дело». Даже для Николая Ростова, мечтавшего совершить героический подвиг. От­личившись в Островенской битве, он все время думал о своем блестящем подвиге, за который он получил Ге­оргиевский крест и даже репутацию храбреца.

Но его все время мучили сомнения, он никак не мог понять чего-то. «Так и они еще больше нашего боятся! — думал он. — Так только-то и есть всего, то, что называется ге­ройством? И разве я это сделал для отечества?» У него перед глазами все время стоял тот француз, на которого он замахнулся саблей, но так и не смог зарубить: «А как он испугался! Он думал, что я убью его. За что ж мне убивать его?

У меня рука дрогнула. А мне дали Георги­евский крест. Ничего, ничего не понимаю!»

Герои романа Л. Толстого «Война и мир» осуждают войну, воспринимают ее как «страшную необходи­мость», но участвуют в ней, потому что от ее исхода за­висит «вопрос жизни и смерти отечества». Со всей убежденностью в своей правоте князь Андрей Накануне Бородинской битвы говорит Пьеру о том, что русские солдаты непременно победят, каких бы жертв им это ни стоило, потому что «сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть… Что бы там ни было, что бы ни путали там наверху, мы выиграем сражение завтра. За­втра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!»

Мысли о покорении, подчинении неприятелю не до­пускают и мирные жители ни Смоленска, ни Москвы. Л. Толстой замечает, что «для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управ­лением французов в Москве. Под управлением фран­цузов нельзя было быть: это было хуже всего».

Он прославляет самоотверженные действия партизан — «дубину народной войны», которая «гвоздила» непри­ятеля «до тех пор, пока не погибло все нашествие».

Глубокий патриотизм русского народа, его антиво­енное настроение писатель воспринимает как органи­ческую черту русского национального характера. Он говорит, что «сознание того, что это так будет и всегда так будет, лежало и лежит в душе русского человека». Выводы писателя замечательным образом подтверди­лись в трагические моменты европейской истории — первую и вторую мировые войны.

Хочется, чтобы ан­тивоенные и патриотические мысли автора «Войны и мира» стали поучительным примером беззаветного служения родине, а также бессмысленности жестоких кровопролитий.




На тему: АНТИВОЕННАЯ И ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ТЕМЫ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»