На тему: Что я знаю о японской лирике

Запад и Восток, для каждого эти стороны света всегда олицетворяют противоположности. Но почему? Лишь из-за географического расположения? О чем говорил Киплинг сказав, что они никогда не сойдутся вместе?

Для того, чтобы ответить на выше упомянутые вопросы мы попробуем распознать грань межу Западом и Востоком. Кто-то может назвать Уральские горы, или какую либо долготу. Но те, кто хоть раз в жизни окунулся в мир восточной культуры, мировоззрения, мышления, те скажут иначе, что граница в самой душе. Очень занятна с этой стороны японская литература.

Стили,

мотивы, направления — это то немногое общее, что можно найти в японской и русской литературе. Особенность японской литературы в том, что никогда еще за всю историю ее существования один литературный стиль полностью не заменял другой. Единство эстетических приемов характерно большинству последователей японского творчества.

К примеру знакомое всем стихотворение из пяти строк — танка, своим происхождением, тематикой и спецификой сложения уходит своими корнями в народ. Одним из самых значимых шедевров японской поэзии стала хроника «Кокинсю». По традиции можно выделить две лидирующие темы

в японской лирике, это природа и любовь. И действительно в пятистишии главной темой является чувство и волнения главного героя.

Если посмотреть глубже в смысл танка, то можно заметить, что в чувствах и описании природы скрывается более глубокий смысл. Чувства и природа — это лишь олицетворения чего-то обобщенного в более глубоком понимании тематики. Ведь, как нам известно, древние японские легенды ведают о том, что у всего живого есть душа.

По этой причине взаимодействие с природой для поэта так же важно, как и его отношения с любимой.

Из всего выше сказанного про японские пятистишия мы можем согласиться с словами В. Марковой, о том, что японское творчество нельзя торопить, в нем нет бессмысленной поверхностности. Само возвышенное творчество выбирает того, кто способен понять его и раскрыть. Автор этих слов использует в анализе японской литературы слово «сотворчество». Это слово наиболее точно говорит о том, как надо понимать по сути японское творчество.

Мастер запада может из глины лепить статую, создавать фигуры и памятники. Восточный же мастер погружается в невидимое единство с природой и материалом, в котором тоже есть душа. И тогда сам материал будет подсказывать и помогать мастеру, выполнять свою работу.

Специфика понимания японского творчества сильно зависит от поэтического строения. Например танка имеет точный слоговой состав. При этом в первых трех рядах сокрыта суть стихотворения, а в последних двух — заключение.

Известный буквально каждому стиль хокку, является потомком танка. Углубленность в быт — это одна их специфик восточного творчества. Сначала не очень понятно и даже необычно то, что всего лишь в трех рядах стихотворения можно выложить весь смысл жизни, при учете что японцы помешаны на быте. Объяснение тут очень простое — дзэн-буддизм.

Он открыл японцам источник «просветления» среди обыденности. Каждые момент, все происходящее вокруг достойно активного внимания и наблюдения, потому что именно оно может стать вашим «озарением».

Непревзойденный мастер хокку Мацуо Басе на протяжении всей своей жизни не написал ни одного стихотворения. Его ученики выпустили пять сборников его стихов. Такой принцип поэта говорит нам о том, что он занимал позицию дзэн-буддизма, смысл которой заключается в том, что лучше вообще не изображать события чем максимально близко к природе.

Логично и закономерно то, что читатель обычно читал сразу несколько последовательных трехстиший. По отдельности их бывает трудно понять. Мы понимаем, что восточное творчество дает возможность читателю самому додумывать смысл по своим ассоциациям. Но как бы мы ни говорили об образности произведений и возможности ассоциативного домысливания смысла, все таки есть в нем элементы вполне носят прямой смысл, понятный европейцу.

Очень много значимого и интересного можно найти в танка и хокку, даже если учитывать, что восточный лирик захватывает вселенную горсточками и разглядывает каждый момент в отдельности, рассматривая в нем разнообразие жизни и разносторонность.




На тему: Что я знаю о японской лирике