На тему: ЕСТЬ ЛИ СЕЙЧАС МИТРОФАНУШКИ?
Чтобы ответить на вопрос «Есть ли сейчас Митрофанушки?», вспомним для начала, кто же скрывается под этим именем, а для этого обратимся к первоисточнику — гениальной комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
«Недоросль» — не только лучшая комедия выдающегося драматурга, но и всей русской драматургии XVIII века в целом. Эта комедия и сегодня не потеряла своей актуальности: не случайно из всех пьес, созданных в то время, только «Недоросль» все еще ставится на сцене.
Своей живучестью и актуальностью комедия Фонвизина
До Фонвизина слово «недоросль» не имело осудительного значения. Недорослями назывались дети дворян, не достигшие пятнадцати лет, то есть возраста, определенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина слово «недоросль» впервые приобрело насмешливый, иронический смысл и в таком
Как и все просветители XVIII века, Д. И. Фонвизин придавал огромное значение правильному воспитанию детей. И в лице грубого неуча Митрофанушки он хотел показать «все несчастные следствия дурного воспитания». Образ Митрофанушки выписан с большим мастерством, потому что драматург стремился соединить и выразить в нем все наиболее уродливые черты мелкопоместного дворянства, дать сатирическое обличение подрастающего поколения.
Дурное воспитание и полное пренебрежение к учению Митрофанушка получил в наследство от родных — Простаковых и Скотининых, в роду которых не бывало образованных людей, многие не умели даже читать. Мать Митрофанушки, госпожа Простакова — урожденная Скотинина — злобная, лицемерная, одновременно деспотичная и трусливая особа. Она не считается с достоинством тех, кто живет рядом: давно подмяла под себя мужа, лишив его воли и собственного мнения, унижает Софью, считая ее нахлебницей, ругает и унижает крепостных.
Единственный, в ком она души не чает, сын Митрофанушка. Воспитанный матерью, Митрофанушка вырос полным невеждой, грубым и нахальным с теми, над кем чувствует свое превосходство, и заискивающим перед теми, в ком чувствует силу. Само имя Митрофан означает: являющий свою мать, подобный матери.
Таким именем автор еще раз подчеркивает мысль, что характер и поведение детей — естественный результат примеров, которыми они окружены в доме родителей.
Митрофан — недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, ни грамматики. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей, он недоросль и в гражданском смысле, поскольку не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. Вполне естественно, что Скотининым-Простаковым чуждо гражданское чувство, мысль «быть полезным своим согражданам» в эти головы прийти не может.
Недорослю Митрофанушке нет необходимости учиться или готовить себя к государственной службе, потому что у него есть сотни крепостных, которые обеспечат ему сытую жизнь. Так жил его дед, так живут его родители, так почему бы и ему не провести свою жизнь в праздности и удовольствиях?
Образ недоросля Митрофанушки стал убедительным примером того, что среда, условия жизни в значительной мере определяют поведение человека в обществе и его взгляды на жизнь. Современники писателя отмечали, что образ этот наделен правдивыми, типическими чертами. «В сей комедии, — писал П. А. Вяземский, — так много действительности… Мне самому случалось встретиться в провинциях с двумя или тремя живыми экземплярами Митрофанушки, т. е. будто служившими образцом Фонвизину».
Комедия Фонвизина «Недоросль» направлена против всех «тех злонравных невежд, которые, имея над людьми свою полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно». Эта комедия от первой до последней сцены построена так, что зрителю или читателю ясно: неограниченная власть над крестьянами — источник тунеядства, самодурства, ненормальных отношений в семье, нравственного уродства, безобразного воспитания и невежества.
Люди без чести и совести, без ума и сердца превращаются в скотов. Мы не видим в них ничего человеческого: только животные чувства, «скотство», «свинство», только забота об удовлетворении элементарных физических потребностей, жалкие попытки придать своей жизни видимость «образованности» — наивный маскарад, не меняющий их истинной сущности. Да, конечно, все это результаты античеловеческого крепостного права.
Но не пора ли выйти за пределы той исторической эпохи? Ведь общественная опасность агрессивного невежества ощущалась не только в XVIII веке.
Фонвизин поставил в своей комедии много важных вопросов: о служении отечеству, о воспитании, о невежестве, о родителях и детях, о подлинной и мнимой образованности, о смысле жизни, наконец. Неужели мы будем делать вид, что к нам это никакого отношения не имеет, что все это дела давно минувших дней? Нет, конечно! Проблемы, затронутые автором, остаются актуальными и сегодня, они касаются каждого из нас.
Потому что и сегодня, несмотря на совместные усилия школы, семьи и государства, рядом живут Митрофанушки. Кто-то недоросль в моральном смысле, кто-то в гражданском, а уж неучей, не имеющих элементарных знаний, но кичащихся при этом своей образованностью, мы встречаем очень и очень часто. Да что душой кривить, в каждом из нас, если присмотреться, можно найти что-то от Митрофанушки.
Мы уверены в том, что окружающие люди должны нам помогать, давать советы, ждем, что в трудную минуту к нам придут на помощь, подставят плечо. А всегда ли мы сами добры и внимательны к окружающим, к старшим? Есть среди нас и такие, кто живет только за счет родителей и дальше не собирается ничего менять. А зачем? Это ведь так удобно.
Есть и те, кто всеми силами старается уклониться от выполнения общественного долга или просто от выполнения своих обязанностей. Есть и те, кто не видит необходимости в получении среднего и высшего образования. А зачем?
Считать, писать умею, с Интернетом, слава богу, на «ты»… Каким бы умным и трудолюбивым не был человек, в нем есть частица Митрофанушки, хотя бы потому, что каждый из нас иногда позволяет себе лениться. Вопрос только в том, сумеем ли мы вовремя распознать в себе и в окружающих характерные симптомы «болезни» и будем ли с ними бороться.
Проявлений невежества, к сожалению, великое множество… Выдающийся историк В. О. Ключевский был совершенно прав, когда писал: «…насмешливый современный зритель сценического Митрофана может со временем наказать себя за преждевременный смех не театральными, а настоящими житейскими и очень горькими слезами. Повторяю, надобно осторожно смеяться над Митрофаном, потому что Митрофаны мало смешны и притом очень мстительны, и мстят они неудержимой размножаемостью и неуловимой проницательностью своей породы, родственной насекомым или микробам».
На тему: ЕСТЬ ЛИ СЕЙЧАС МИТРОФАНУШКИ?