На тему: ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ В «ПЕСНИ О РОЛАНДЕ»

В поэме «Песнь о Роланде» используются об­разные средства, характерные для произведений народного творчества, — это постоянные эпите­ты, повторения, олицетворения, параллелиз­мы, причитания и плачи, сочувственное отноше­ние природы, обилие военных эпизодов, вещие сны и т. д. Одним из наиболее важных приемов является гиперболизация.

Гипербола — один из тропов, резкое преуве­личение определенных характеристик человека или предмета, их количества, размера, силы для того, чтобы сделать изображение исключитель­но выразительным,

с целью передать эмоцио­нальность, восторг или презрение. М. Горький го­ворил, что люди любят яркие краски, любят при­украшать действительность.

Искусство ставит себе цель преувеличить хо­рошее, чтобы оно стало еще лучше, преувеличить плохое, чтобы оно вызвало неприятие, жела­ние уничтожить все самое отвратительное в этой жизни. В поэме «Песнь о Роланде» гиперболиза­ция используется для прославления борьбы фран­ков в защиту родины против нашествия на Евро­пу арабов и возвеличивания главно­го героя Роланда, бесстрашного воина, преданно­го родине и своему народу. Вождем и защитником государства является

Карл Великий. Он — вопло­щение мудрости, справедливости и мощи:

Державный Карл, наш славный император,

Семь долгих лет в Испании сражался:

И до моря вся горная страна В его руках; сдалися Карлу замки,

Разбиты башни, грады покорились,

И стены их рассыпались во прах.

Верный вассал своего сюзерена, короля Кар­ла Великого — Роланд; он изображен воином ис­ключительной силы и мужества. Копье разлета­ется на щепки, настолько сильные удары обру­шивает герой на врагов. Лишившись копья, Ро­ланд извлекает из ножен свой верный меч Дюран­даль и наносит удары смертельной силы:

И шлем рассек, каменьями покрытый,

Стальной шишак рассек и волоса,

Глаза рассек, лицо и грудь, и броню,

Спинной хребет, рассек седло златое, —

В спине коня завяз булатный меч, —

И конь, и мавр на поле битвы пали.

В бою Роланд неуязвим, что подчеркивает любовь народа и автора поэмы к своему герою:

… Разбит весь щит Роланда,

Разорвана железная кольчуга, —

Граф невредим, но тридцать стрел и копий Его коня ретивого пронзили,

Конь наземь пал.

Даже смертельно раненный воин дума­ет не о том, как спасти свою жизнь, а о том, кому достанется его верный помощник, булатный меч Дюрандаль:

Не должен ты достаться в руки трусам,

Тобой владел столь доблестный вассал:

Нельзя найти во Франции свободной Славней меня, отважнее бойца!

Смерть героя оплакивают ангелы, рвет седую бороду могучий Карл, двадцать тысяч баронов в горести и смятении падает замертво. Творец оста­навливает движение солнца и продлевает день, поддерживая стремление Карла отомстить невер­ным за убитого Роланда. Возлюбленная героя, едва услышав весть о его смерти, тотчас умирает.

Гипербола используется и для возвеличива­ния силы, мужества, отваги других героев поэмы. Вспомним, как славный воин архиепископ Тур­пин пронзает копьем щит Абизма, подаренный самим сатаною:

Сей щит эмир Гарафрий От сатаны когда-то получил

Близ Валь-Метаса. Этот щит чудесный Не пожалел Турпин, копьем ударил, —

Динария не стоит щит, — насквозь Прошло копье чрез тело сарацина,

Он мертвым пал.

С помощью гиперболы передается накал воен­ных действий, воспевается победа франков над маврами. Немаловажную роль играет гипербола для показа силы, отваги и мужества главного ге­роя Роланда.




На тему: ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ В «ПЕСНИ О РОЛАНДЕ»