На тему: изображение деревни в произведении Бунина Деревня

Так же, как и Горький, Бунин стремится к исследованию «черт психики славянина», в том числе подсознательного ее пласта. Но в отличие от Горько­го, Бунин не возлагает надежд на социальные преобразования и гораздо более пессимистически смотрит на возможность из­менения в строе русской души, да и в ходе исторического про­цесса в целом. Настроение этих произведений определяется не только картинами явного запустения деревни, но и общей иде­ей Бунина о том, что темные и непонятные силы движут жизнь к хаосу.

После выхода «Деревни», как

будет вспоминать в эмиграции А. Амфитеатров, Бунина «почти прокляла русская интеллиген­ция за мрачное изображение деревни», и та же самая интелли­генция позднее будет удивляться прозорливости художника. По­жалуй, одним из немногих, кто сразу оценил значение бунин­ского произведения, был М. Горький, написавший автору: «Пройдет ошеломленность… серьезные люди скажут: помимо первостепенной художественной ценности своей «Деревня» Бу­нина была толчком, который заставил разбитое и расшатанное русское общество серьезно задуматься уже не о мужике, не о народе, а над строгим вопросом: быть или не быть России?..
Так глубоко, так исторически деревню никто не брал…

Дорог мне этот скромно скрытый, заглушенный стон о родной земле, до­рога благородная скорбь, мучительный страх за нас… Так еще не писали!»

Что же поразило современников в бунинском изображении деревни? Конечно, не правдивое описание ее материальной нищеты — это уже было привычным в литературе, а указание на «запустение» душевное. Бунин уверен, что проблемы России коренятся именно в духовной, а не в материальной сфере.

Без­радостен пейзаж, сливающийся с «серой мутью» жизни дурновцев. Здесь, как подметил С. Крыжицкий, все серо: «и небо, и снеговые тучи, и льняное белье, повешенное для сушки, и ку­сок хлеба, густо посыпанный серой солью. Даже фамилия одно­го из героев — Серый». Этот второстепенный герой, как часто бывает у Бунина, важен в концепции произведения. Он интере­сен автору узнаваемостью, похожестью, обычностью своей.

И действительно: крыша в доме Серого прохудилась, но он и не подумал починить ее. Земли у него немало, но работать не хо­телось, «сеял не больше полнивы», да и то продавал на корню. И при этом все ждал чего-то, потому что «ему, по его мнению, чертовски не везло.

Не попадало дела настоящего, да и только!». Зато когда что-либо случалось в деревне, что-либо нарушало будни — Серый являлся первым… Скука и недовольство всем, непонятная тоска, необъяснимое отвращение к будням, к по­вседневной работе, к нормальной обычной жизни, стремление любым путем вырваться за этот круг — пусть через пьянство, бродяжничество, бунт, самые немыслимые поступки — по Бу­нину, это черты национального характера, укорененные в ис­тории и мало изменяющиеся с ее ходом. «Русская, брат, музы­ка: жить по-свинячьи скверно, — говорит Кузьма Красов, — а все-таки живу и буду жить по-свинячьи!» Не эта ли вызываю­щая недоумение и тревогу за будущее нации запутанность пси­хики подчеркнута в названии деревни — Дурновка? Сложное, иррациональное сочетание несочетаемого в национальном характере стремились постигнуть и другие писатели — современники Бунина.

Обратим внимание на то, что автор дал своему произведе­нию предельно обобщенное заглавие: «Деревня». Как сказал один из героев, крестьянин Балашкин, «да она вся деревня, на носу заруби себе это!». Таким образом, перед чита­телем предстала картина жизни всей крестьянской России. Эта значительность замысла обусловила авторское определение жанра произведения.

Утверждения критиков о том, что в этом беспощадном изображении деревни нет любви, что автор занимает позицию стороннего холодного наблюдателя, вызывали горечь у писате­ля. «Если бы я эту «икону», эту Русь не любил, не видал, из-за чего же бы я так сходил с ума все эти годы, из-за чего страдал так беспрерывно, так люто?» — запишет позднее Бунин в сво­ем дневнике. Прав Ю. Мальцев, когда пишет, что здесь нет ос­корбления, а есть отчаянное самобичевание, обнажение язв и страдание — тоже, заметим, чисто русские черты.

У Бунина нет готовых ответов на им же самим поставлен­ные вопросы, и в этом отсутствии морализаторства также со­стоит особенность прозы писателя. «Деревня» являет собой не приговор, а спор о русском человеке, что определило, в част­ности, активное использование диалога, в ходе которого раскрываются противоположные точ­ки зрения на народ.




На тему: изображение деревни в произведении Бунина Деревня