На тему: изображение деревни в произведении Бунина Деревня
Так же, как и Горький, Бунин стремится к исследованию «черт психики славянина», в том числе подсознательного ее пласта. Но в отличие от Горького, Бунин не возлагает надежд на социальные преобразования и гораздо более пессимистически смотрит на возможность изменения в строе русской души, да и в ходе исторического процесса в целом. Настроение этих произведений определяется не только картинами явного запустения деревни, но и общей идеей Бунина о том, что темные и непонятные силы движут жизнь к хаосу.
После выхода «Деревни», как
Дорог мне этот скромно скрытый, заглушенный стон о родной земле, дорога благородная скорбь, мучительный страх за нас… Так еще не писали!»
Что же поразило современников в бунинском изображении деревни? Конечно, не правдивое описание ее материальной нищеты — это уже было привычным в литературе, а указание на «запустение» душевное. Бунин уверен, что проблемы России коренятся именно в духовной, а не в материальной сфере.
Безрадостен пейзаж, сливающийся с «серой мутью» жизни дурновцев. Здесь, как подметил С. Крыжицкий, все серо: «и небо, и снеговые тучи, и льняное белье, повешенное для сушки, и кусок хлеба, густо посыпанный серой солью. Даже фамилия одного из героев — Серый». Этот второстепенный герой, как часто бывает у Бунина, важен в концепции произведения. Он интересен автору узнаваемостью, похожестью, обычностью своей.
И действительно: крыша в доме Серого прохудилась, но он и не подумал починить ее. Земли у него немало, но работать не хотелось, «сеял не больше полнивы», да и то продавал на корню. И при этом все ждал чего-то, потому что «ему, по его мнению, чертовски не везло.
Не попадало дела настоящего, да и только!». Зато когда что-либо случалось в деревне, что-либо нарушало будни — Серый являлся первым… Скука и недовольство всем, непонятная тоска, необъяснимое отвращение к будням, к повседневной работе, к нормальной обычной жизни, стремление любым путем вырваться за этот круг — пусть через пьянство, бродяжничество, бунт, самые немыслимые поступки — по Бунину, это черты национального характера, укорененные в истории и мало изменяющиеся с ее ходом. «Русская, брат, музыка: жить по-свинячьи скверно, — говорит Кузьма Красов, — а все-таки живу и буду жить по-свинячьи!» Не эта ли вызывающая недоумение и тревогу за будущее нации запутанность психики подчеркнута в названии деревни — Дурновка? Сложное, иррациональное сочетание несочетаемого в национальном характере стремились постигнуть и другие писатели — современники Бунина.
Обратим внимание на то, что автор дал своему произведению предельно обобщенное заглавие: «Деревня». Как сказал один из героев, крестьянин Балашкин, «да она вся деревня, на носу заруби себе это!». Таким образом, перед читателем предстала картина жизни всей крестьянской России. Эта значительность замысла обусловила авторское определение жанра произведения.
Утверждения критиков о том, что в этом беспощадном изображении деревни нет любви, что автор занимает позицию стороннего холодного наблюдателя, вызывали горечь у писателя. «Если бы я эту «икону», эту Русь не любил, не видал, из-за чего же бы я так сходил с ума все эти годы, из-за чего страдал так беспрерывно, так люто?» — запишет позднее Бунин в своем дневнике. Прав Ю. Мальцев, когда пишет, что здесь нет оскорбления, а есть отчаянное самобичевание, обнажение язв и страдание — тоже, заметим, чисто русские черты.
У Бунина нет готовых ответов на им же самим поставленные вопросы, и в этом отсутствии морализаторства также состоит особенность прозы писателя. «Деревня» являет собой не приговор, а спор о русском человеке, что определило, в частности, активное использование диалога, в ходе которого раскрываются противоположные точки зрения на народ.
На тему: изображение деревни в произведении Бунина Деревня