На тему: КОНКУРС ПЕВЧИХ птиц

Давным-давно, когда не было магнитофонов, богатые и не очень москвичи старались заполнить скучную тишину с помо­щью разнообразных пернатых вокалистов: соловьев, овсянок, скворцов, щеглов. Самым популярным тенором считалась ма­хонькая канарейка.

Завезенная в Россию в XVIII веке птичка то ли с тоски, то ли с холода принялась осваивать нежные трели овсянок и других певчих птиц.

Птичка оказалась неприхотливой в быту. Ее дневной раци­он составляет чайная ложка специальной смеси овсянки, льна и конопли, а нынче — корм из известного любителям

птиц па­кета «Кеша». Не испытывает канарейка и проблем с размно­жением в неволе, регулярно производя на свет потомство от 2 до 6 птенцов.

Средний срок жизни птички 6-7 лет, музыкаль­ный стаж из которых составляет 5 лет.

Всех канареек можно поделить на два класса: моделей и ар­тистов. Первые не отличаются особой любовью к красивой пес­не, но радуют глаз, вторые же совершенствуют свое пение в до­машних консерваториях. Как и у всех диких певчих птиц, у канареек поют преимущественно самцы — кенары. Пение мо­лодых птиц отшлифовывают правильным обучением, затем де­лают выборку лучших певцов, которых уже можно

представлять на конкурсы пения канареек. Такое занятие является своего рода искусством.

В то же время это и спортивное соревнование.

Один автор популярных книг о птицах утверждает: «Люди, которые приходят на конкурс и раньше не были знакомы с хорошей песней, удивляются: неужели канарейки так могут петь? Они такого никогда не предполагали».

Если голубь ценится по оперению, то канарейка — по пению. Классикой канареечного вокала считается овсяночный напев, а школа обучения канареек такому пению — русской. Кана­рейки этого напева прославились во всем мире.

Основное и, пожалуй, главное в обучении таких птиц — тем­нота, чтобы кенар поменьше пел сам и побольше слушал каче­ственное пение учителя, роль которого с успехом выполняет магнитофонная запись.

Начиная с 1957 года в Москве стали проходить всесоюзные конкурсы певчих канареек овсяночного напева. Поначалу их проводили два раза в год, а затем остановились на одной дате — первой субботе декабря. Декабрь или январь — лучшее время для проведения конкурса: птицы, только оправившиеся после линьки, могут наиболее совершенно показать достоинства сво­ей песни. В последние годы канареечные концерты проходят в Московском доме природы, но популяр­ность их значительно упала.

Раньше соревнования шли два дня, и в них принимали участие до 100 кенаров, нынче набирается 25-40 конкурсантов. Со столичными примами конкурируют кенары из Киева, Минска, Саратова, Тамбова, Ульяновска, Новосибирска, Ярославля. Более 75 процентов зрителей, а по совместительству владельцев птиц, — пожилые мужчины.

Судьи — люди уважаемые, за плечами каждого не один де­сяток конкурсов. Заинтересовавшись, как определяется побе­дитель певчих конкурсов, наш корреспондент обратился за разъяснениями к судье-эксперту.

Члены судейской бригады не должны знать владельца про­слушиваемой птицы, для чего кенарам при регистрации присва­иваются порядковые номера. Каждой птице отводится 10 минут. Если в течение этого времени птица не пропоет свою песню, она снимается с конкурса.

Канарейку, получившую диплом той или иной степени, как правило, во второй раз на конкурс не выстав­ляют, и она остается услаждать своим пением владельцев.

Увы, с каждым годом число кенаров в Москве уменьшается. Движущая сила нашего общества — «новые русские» — пред­почитают бойцовых собак или, на худой конец, заморских кака­ду. Маленькая птичка не вызывает у них интереса ни своим ви­дом, ни ценой: на птичьем рынке ее можно купить рублей за 50.

Правда, ни один уважающий себя кенаровод на рынок не пой­дет: птицу, считают они, можно покупать только у хозяев, когда доподлинно известна ее родословная.

Но самое печальное не это. Редеют ряды истинных кенароводов. Некому перенимать опыт у птичьих учителей с много­летним стажем.

И записи пения лучших кенаров хранятся на бобинах, предназначенных для прослушивания в катушечных магнитофонах…




На тему: КОНКУРС ПЕВЧИХ птиц