На тему: ЛИЦА И МАСКИ В ДРАМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «МАСКАРАД»
Пестрые силуэты, мелькающие перед глазами, смеющиеся маски, сменяющие друг друга, музыка, смех, свет. Феерия цвета и звука — такие ассоциации возникают у нас со словом «маскарад». Чьи лица скрываются под масками? «Быть может, гордая графиня иль княжна… И так же может быть, что эта же краса к вам завтра вечером придет на полчаса» — отвечает на этот вопрос Михаил Юрьевич Лермонтов.
Яркое действо, описанное в его драме «Маскарад», — настоящий калейдоскоп лиц людей. Вперемежку с масками они кружатся в вихре всеобщего
Куда их увлекает маскарад?
Многие люди надевают маски, играя при этом какую-то роль, — как и некоторые из героев драмы Лермонтова «Маскарад». На балу они — светские люди, в игорном заведении — азартные и беззаботные кутилы. И только дома, наедине с собой, и, возможно, с самым близким человеком эти люди сбрасывают личины.
Таков Евгений Арбенин; бывший завсегдатай игорных домов, «мастак», везучий и умелый игрок,
Он нашел «жену, покорное созданье», «чтоб иметь святое право уж никого на свете не любить». Но скинув маску рядом с прекрасной девушкой, он вдруг понял, что любит ее всей душой.
Такова и баронесса Штраль. Почтенная, добродетельная вдова, гордая и неприступная светская львица — вот ее маска. Под ней же скрывается одинокая женщина, любящая молодого князя Звездича, но приличия, страх перед молвой мешают ей в этом признаться. К тому же она понимает, что избранник ее не стоит. На маскараде, неузнаваемая под маской, баронесса прямо высказывает ему свое мнение: «Ты! бесхарактерный, безнравственный, безбожный, самолюбивый, злой, но слабый человек».
Но тогда же она признается, что любит его. Сейчас ей гораздо легче это сделать, ведь «если маскою черты утаены, то маску с чувств снимают смело».
И князь Звездич тоже носит маску — маску чести или своего понятия о чести. Он горяч, азартен. В момент знакомства с ним Арбенин увидел точную копию себя самого — молодой, неопытный игрок, который спустил все до копейки, но не желает ставить на кон эполеты: «Я честью их достал, — и вам их не купить».
Несложно понять, для чего нужны маски этим героям. Баронесса Штраль тяготится своей ролью в обществе, законы которого не позволяют ей любить. Парадокс, но маскарадный наряд, в котором она неузнаваема, не связывает ее, а наоборот раскрепощает, дает возможность хотя бы на время забыть о своем статусе, своем положении в свете.
Однако ей достает мужества скинуть все маски разом и ради спасения чести Нины, ее подруги, рискнуть собственной репутацией.
Арбенин же и вовсе тяготится масками. Однако он сильный человек, и когда, введенный в заблуждение, поверил в измену любимой жены, маска помогла ему скрыть горе. Это была личина профессионального игрока, холодного, внешне неэмоционального человека, предпочитающего «от мук не знать свободы, и чтоб никто не понял ваших мук».
Маска определила поведение Арбенина: без нее он не смог убить Звездича, которого считал любовником Нины; с ней же хладнокровно убил жену, которую любил.
Звездич носил маску, чтобы скрыть свою слабость. Честью он прикрылся, боясь проиграть эполеты, хотя причиной отказа скорее всего были страх и неверие в себя. Однако его можно оправдать: он молод, неопытен, он еще не испробовал всех игр, которые успели смертельно надоесть Арбенину. Звездич играет — в азартные игры, в человека чести, в любовь.
Но сам, как и Арбенин, и баронесса, становится жертвой обстоятельств и воли других людей.
Кто же они, эти люди? Те, кто никогда не снимает масок, у кого их множество — на каждый случай своя. Один из таких людей — Шприх.
Вот он: «улыбка злобная, глаза… стеклярус точно, взглянуть — не человек, — а с чертом не похож». Однако этого странного, несимпатичного человека в обществе не просто терпят, его ценят. Почему? Да ведь «человек он нужный, лишь адресуйся — одолжит». К тому же угодить Шприх умеет всем: он «с безбожником — безбожник, с святошей — езуит, меж нами — злой картежник, а с честными людьми — пречестный человек».
Никто не знает, каков он на самом деле. Лермонтов устами баронессы Штраль называет таких, как он, «людьми без гордости и сердца».
Ради корысти маску друга надел Казарин. Он хочет возобновить прежние отношения с Арбениным — товарищем по кутежам и отличным партнером по карточным играм, в паре с которым можно рассчитывать на крупный выигрыш. И для этого подхватывает сплетню о его любимой жене и князе, которому он в свое время помог отыграться, и вместо того, чтобы поддержать или разубедить друга, уверяет, что в свете за добро платят злом, и «что женщине в любви? Победы новые ей нужны ежедневно».
Этим Казарин вновь втягивает Арбенина в ту жизнь, от которой он давно отказался.
Странны и страшны маски безымянного персонажа, которого Лермонтов называет Неизвестным. Он повсюду рядом с Арбениным, но «всегда с другим лицом, всегда в другом наряде» — каждый раз в новой маске. Но что под ними?
Только ненависть и желание отомстить. Арбенина он винит во всех бедах своей неудавшейся жизни, и не всегда безосновательно. Много лет назад Евгений, уже опытный игрок, лишил его всех денег и не простил долга; у безымянного же игрока не хватило духу признаться отцу или бросить игру.
И он стал Неизвестным — злым гением Арбенина с тысячью неповторимых обличий. Однако он скрывает лицо не только от своего врага. Маску невинной жертвы он никогда не решится снять даже перед собой.
Ведь это будет означать признание собственной вины и слабости. Поэтому Неизвестному легче остаться мстителем.
Но неужели все в обществе носят личины, скрывающие их чувства или намерения? Нет, есть и те у кого только одно лицо — собственное. Нина Арбенина — единственная в драме героиня без маски. Она «мила, нежна, как агнец божий», простодушна и искренна.
Она одна и та же на балах и приемах и дома, с любимым мужем. Ее слова — это всегда выражение искренних чувств.
Именно поэтому Нина стала жертвой мира масок. Оказавшись в центре клубка интриг, она не смогла отличить маски от реальных лиц, а Арбенин, более искушенный, настроенный Казариным на циничный лад, не поверил, что видит лицо, а не личину. Парадоксально, но Нину погубило самое лучшее, что в ней было, — доверие к любимому и неумение скрывать свои истинные чувства.
Для чего же Лермонтову понадобился такой финал — убита невинная женщина, сошел с ума тот, у кого хватило силы жить без маски? Можно считать, что «Маскарад» — это драма-предупреждение о тех самых «людях без гордости и сердца». Прикрываясь маской баронессы Штраль о людях, подобных Шприху и Неизвестному, выражает мысль автора: ты их «презираешь, а сам — игрушка тех людей».
На тему: ЛИЦА И МАСКИ В ДРАМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «МАСКАРАД»