На тему: МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЧАЦКОМУ

Мне всегда нравились неординарные, яркие личности, какими богата и наша история, и наша литература. Лучших героев произведений клас­сической русской литературы всегда отличала яркость человеческой натуры — сила и смелость душевных порывов, наличие собственных взгля­дов, умение отстаивать их, проницательный ум, способность к глубоким искренним чувствам, а главное, способность в любых жизненных обсто­ятельствах оставаться самим собой. Всеми этими качествами в полной мере наделен Александр Андреевич Чацкий — главный герой комедии А.

С. Грибоедова «Горе от ума».

Прежде чем появиться на сцене, Чацкий уже характеризуется в диалоге Софьи Фамусовой и ее служанки Лизы. Последняя заявляет, что Чацкий «чувствителен, и весел, и остер». Софья уточня­ет: «Он славно пересмеять умеет всех…» Лиза вспоминает, что Чацкий, расставаясь с Софьей, обли­вался слезами, словно предчувствовал, что «года через три» он потеряет свою любовь. Девушке, ко­нечно, неприятно слышать это напоминание, и она одергивает служанку, говоря себе в оправдание:

Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли;

Привычка вместе быть день каждый неразлучно

Связала

детскою нас дружбой…

Но Софья вынуждена признать и достоинства Чацкого:

Остер, умен, красноречив,

В друзьях особенно счастлив.

То, что человека характеризуют как счастли­вого «в друзьях», многое говорит о его личных качествах, но друзья и единомышленники Чацко­го не фигурируют в числе действующих лиц пье­сы — представление о них создается из реплик других персонажей. Это двоюродный брат Скало­зуба, оставивший службу и удалившийся в дерев­ню, где занялся самообразованием; «химик» и «ботаник» князь Федор, не признающий чинов; профессора Педагогического института в Петер­бурге, упражняющиеся, по мнению княгини Тугоуховской, «в расколах и безверьи». Сам Чацкий воспринимает себя как частичку некоего братства, воодушевленного великими идеалами:

Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей, найдется — враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний;

Или в душе его сам Бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и прекрасным, —

Они тотчас: разбой! пожар!

И прослывет у них мечтателем! опасным!!!

Биография Чацкого складывается из отдель­ных упоминаний о нем других персонажей коме­дии. Лиза, например, говорит, что Чацкий, по слухам, лечился на водах. Фамусов считает, что он «рыскал по свету» и «бил баклуши». Тот же Фамусов, ре­комендуя Чацкого Скалозубу, аттестует его как сына покойного друга и сожалеет, что Чацкий не служит:

Но захоти — так был бы деловой.

Жаль, очень жаль, он малый с головой,

И славно пишет, переводит.

Правда, про себя Фамусов называет Чацкого «мотом» и «сорванцом». Молчалин упоминает, что первоначально карьера Чацкого складыва­лась весьма удачно. Сам Чацкий по поводу своей ка­рьеры выражается предельно ясно: «Служить бы рад, прислуживаться тошно!» Из разговора Чац­кого с Платоном Михайловичем Горичем можно понять, что Чацкий лет пять назад находился в армии, изведал «шум лагерный». И сам он при­знается, что не так уж давно отрекся «от нежнос­ти» к мундиру.

Неожиданно для всех появившийся в доме Фамусова Чацкий радостно возбужден. Он, как и любой человек, возвратившийся домой после долгой отлучки, спешит найти что-то новое для себя и хочет увидеть и узнать черты того, что было дорого его сердцу. И хотя сам Чацкий говорит Фамусову: «Надеждами я мало избалован», все же возвращается он на родину с какими-то опре­деленными мечтами о счастье, о любви… Ему так хочется, чтобы Софья верила ему по-прежнему как человеку, который с нею вырос, как другу, как брату… Но вернувшись туда, где прошли дет­ство и юность, Чацкий видит, хотя сначала ста­рается не верить этому, что стало иным — холод­ным, безразличным, а порой и враждебным, раз­дражительным — отношение Софьи, девушки, которую он любил, ради которой он промчался более семисот верст за сорок пять часов. Да, отношение Софьи переменилось, но зато ничуть не изменились взгляды на жизнь, вкусы и привычки других обитателей Фамусовского дома и его гостей, «дряхлеющих над выдум­ками, вздором».

Прежним осталось все то, от чего он несколько лет назад бежал.

Чацкий всем своим существом протестует про­тив праздности, невежества, низкопоклонства перед чинами, против рабского преклонения пе­ред всем иностранным. Этим он сразу же вызы­вает у меня уважение, как, думаю, и у других читателей.

Кроме того, Чацкий горячо и искренне верит в возможность светлой жизни «бодрого и умного народа». Он не смиряется с существованием кре­постного права, оскорбляющего и унижающего его национальную гордость. Поэтому он с таким гневом и возмущением говорит о положении, ког­да крестьян можно продавать или менять на бор­зых собак.

Понятно, что с такими взглядами Чац­кий не может не вступить в конфликт с враждеб­ным ему обществом.

Противостоять окружающей пошлости Чац­кому помогает его способность говорить только то, что он действительно думает, умение защи­тить и подтвердить делом свои слова. Благодаря своему острому уму, Чацкий может удачно под­шутить над тем, кто ему не понравился. При этом остроты его направлены против тех, кто состав­ляет «цвет» московского общества.

Конечно, за это его не любят окружающие. Но еще больше возмущает их то, что Чацкий смело высказывает свои убеждения: «…тот и славится, чья чаще гну­лась шея», «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты?»

Беда Чацкого в том, что он смело высказыва­ет свои мысли и отстаивает свои убеждения и взгляды перед людьми с абсолютно противопо­ложным мышлением. Герой Грибоедова горячо любит свою страну, русский народ, отдает дань уважения его уму и нравственным устоям. Имен­но этим продиктовано такое возмущение пренеб­режительным отношением дворян к русской культуре, обычаям, русскому языку. Вспомним, например, с каким сарказмом говорит он о рабо­лепии перед «французиком из Бордо».

Ему обид­но, что какой-то никчемный иностранец чувству­ет себя в Москве как в своей провинции. Но зато с какой теплотой звучат его слова: «И дым отече­ства нам сладок и приятен!» Тут я в очередной раз на стороне героя. Мне также кажется, что патри­отические чувства должны стоять выше прекло­нения перед заграничным. У каждой страны своя культура, свои традиции и обычаи, которые дос­тойны того, чтобы их уважать и следовать им.

А слепое подражание всему иностранному выгля­дит смешно и нелепо.

Трагедия Чацкого, ставшего за время нашего с ним «общения» одним из моих любимых геро­ев, состоит в том, что он несовместим с «веком минувшим». Все его установки, его взгляды уст­ремлены в будущее, он готов к искренности и от­крытости отношений, он верит, что слова «роди­на», «Россия», «гражданский долг» — не пустой звук. Но этим он непонятен окружающим.

Он хочет быть полезным своему отечеству, а потому призывает служить делу, а не лицам. И уже од­ним этим становится опасен для Фамусова и по­добных ему. Чацкий трагически переживает свое одиночество и потому уходит из дома, где ему больше нечего делать.

А московское общество его не понимает и объявляет сумасшедшим за то, что он пытается показать всем, до чего жалко и ничтожно они выглядят.

Чацкого постигло жестокое разочарование во всем, что он любил, во что верил и на что надеял­ся. Его душат злость и обида, вот почему он заканчивает свое пребывание в доме Фамусова жел­чным монологом, звучащим как приговор всему фамусовскому обществу:

С кем был! Куда меня закинула судьба!

Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,

В любви предателей, в вражде неутомимых, Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простаков, Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором. Безумным вы меня прославили всем хором.

Вы правы; из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Герой пришел к трезвому пониманию реаль­ной жизни с ее сложностью, изменами, даже пре­дательством. Он повзрослел и начал лучше пони­мать людей и обстоятельства. В конце комедии Чацкий уже не такой, каким был в начале:

Так! Отрезвился я сполна,

Мечтанья с глаз долой — и спала пелена…

Эти слова передают самую суть внутренней эволюции, произошедшей в сознании героя. Чац­кий осмыслил уроки, которые преподнесла ему жизнь, и одержал тем самым моральную победу над представителями фамусовского общества.




На тему: МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЧАЦКОМУ