На тему: НАРОДНАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
М. Ю. Лермонтов — один из наиболее прогрессивных художников и мыслителей своего времени. Хотя он никогда не был ни историком, ни политическим деятелем, уже в ранних его произведениях определенно наметилась его общественная и гражданская позиция — враждебное отношение к светскому обществу, к крепостникам и расположение и внимание к национальным традициям, к народу, к простым людям.
Уже в 1841 году Лермонтов написал стихотворение «Родина», в котором с большой нежностью признается в любви к природе своей страны. Чувство родины
Наоборот, в стихотворении «Родина» Лермонтов горячо полемизирует с воззрениями тех, кто стремится к завоеваниям, к «славе, купленной кровью».
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Россия, которой Лермонтов отдает свою любовь, это Россия, освобожденная от романтических прикрас, крестьянская, деревенская, солдатская, — великая в своей простоте.
Кроме обобщенного образа России,
Лермонтов увлекался русским фольклором. Он говорил, что в русских народных песнях «больше поэзии, чем во всей французской словесности». В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтову удалось воспроизвести стиль и приемы народной поэзии.
В этой поэме он отходит от лубочности и изображает своих эпических героев, окружающий их быт и эпоху с необычайными яркостью и психологизмом.
О народности творчества Лермонтова говорит не столько фольклорная национальная окраска его произведений и изображение простых людей, сколько сама позиция «лермонтовского человека», задумавшегося над пустой светской жизнью и восставшего против нее. Сам по себе этот герой далек от простого народа, однако он выражает его интересы, причем самим народом еще не осознанные. В стихотворении «Воля» звучат слова о свободе:
Но мне Богом дана Молодая жена,
Воля-волюшка,
Вольность милая,
Несравненная.
Уже в ранних автобиографических пьесах и в «Вадиме» с большим сочувствием Лермонтов набрасывает образы дворовых и крепостных мужиков. Вместе с тем нужно признать, что в раннем творчестве Лермонтова «простые люди» все же играют незначительные роли, а народный национальный колорит условен. Однако в зрелом периоде, с 1835-1836 годов, народные образы становятся более глубокими, естественными и народные герои выступают на главных ролях,
Лермонтов ценит в народном герое то, чего лишены скучающие и пресыщенные светские люди. Главный «лермонтовский герой» — чистое сердце, душевное тепло, непосредственность, распознавание добра и зла. Так, в «Герое нашего времени» Лермонтов противопоставляет Печорину простого по духу Максима Максимыча и «естественного человека» — Бэлу.
Как две стороны одной медали, эти два мира создали полную картину человеческой души и заложили основы к переходу от романтизма к реализму. Это достижение зрелого Лермонтова и отличало его творчество от творчества Байрона и других представителей романтизма.
В таких стихотворениях, как «Бородино», «Валерик» и «Родина», Лермонтов исключает метафоры, сравнения, эпитеты, символы и становится подлинно конкретным и реалистическим. Мятежное романтическое сознание лермонтовских героев обретает объективность. Автор помещает их в определенную бытовую и социальную среду.
От этого их характеры становятся разнообразнее, богаче и изображаются без идеализации и условности.
Процесс демократизации, происходящий в лермонтовской лирике, захватил даже такие стихотворения, где тема «простого человека» незаметна. Сюда относятся «И скучно и грустно», «Памяти А. И. Одоевского», «Благодарность», «Выхожу один я на дорогу…», «Ребенку». Поэтический мир этих стихов теряет условную схематичность и становится близким к действительности.
Когда же на Руси бесплодной,
Расставшись с ложной мишурой,
Мысль обретет, язык простой
И страсти голос благородный?
Именно «Язык простой» стихотворений наряду с искренностью сам Лермонтов считал одним из важнейших качеств подлинной поэзии.
На тему: НАРОДНАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА