На тему: Неоклассическая проза 20-го века

Неоклассическая проза обращается к социальным и этическим проблемам жизни, исходя из реалистической традиции, поэтому иногда в критике можно встретить определение «традиционная» проза. Средствами и приемами реалистического письма, насле­дуя «учительскую» и «проповедническую» направленность рус­ской классической литературы, писатели-«традиционалисты» пытаются создать картину происходящего, осмыслить его, вос­питать необходимые представления о норме социального и нрав­ственного поведения. Для реалистических писателей

жизнь со­циума является главным содержанием.

В неоклассической прозе преобладает общественная, общинная иерархия ценностей, ха­рактерная для русской литературы, в противоположность запад­ной традиции, где определяющее значение имеет именно лич­ностный взгляд на мир.

Неоклассическая проза не может обойти те «последние» во­просы о смысле жизни, о добре и зле, об абсолютных и относи­тельных критериях их разграничения, которые ставились в твор­честве Л. Толстого и Ф. Достоевского. В условиях кризиса со­временного общества, когда разрушились прежние ценностные понятия, основы прежней морали и принципы

общественной жизни, именно в неоклассической прозе идут поиски новых гу­манистических идеалов, утверждение христианской морали, об­ретение нравственных основ.

В неоклассической прозе можно выделить два стилевых тече­ния. Одно характеризуется повышением уровня публицистично­сти, открытым выражением того наболевшего, что несут в себе произведения писателей. Это художественно-публицистическая ветвь неоклассической прозы. «Пожар» В. Распутина, «Печальный детек­тив» В. Астафьева представляют основные черты этой прозы.

Ге­рой, несущий положительный пафос, в этих произведениях от­крыто выражает авторские мысли, обличает пороки окружающей действительности.

Другая ветвь неоклассической прозы отличается усилением философичности. О сколь-либо цельной системе философских взглядов в ней говорить нельзя. Но стремление соотнести кон­кретные проблемы нашего времени с чем-то надвременным, с общечеловеческими поисками составляет существенную черту произведений Ч. Айтматова «Плаха», Л. Бежина «Калоши сча­стья», Б. Васильева «Дом, который построил Дед». Философич­ная проза, пользуясь реалистическими средствами, отличается большей степенью метафоричности.

Но метафора в ней выступает не организующим началом, как в условно-метафорической про­зе, например, а одним из приемов, позволяющих соотнести отдельный факт с космосом человеческой жизни.




На тему: Неоклассическая проза 20-го века