На тему: НОВЫЙ, ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД ДАНТЕ НА ЧЕЛОВЕКА

Итальянский поэт Данте Алигьери был, по словам критиков, «последним поэтом средневе­ковья и вместе с тем первым поэтом нового вре­мени». Сохранив в своем мировоззрении многие черты средневековых представлений, он в то же время внес в литературу свежее гуманистическое видение окружающей действительности. Старые устои, традиции, порядки теряли свою актуаль­ность. Миру просто необходимо было новое, све­жее слово, новый взгляд на мир, на существова­ние человека, на его роль и предназначение. Та­ким новым словом и явилось творчество Данте.

Судьба

самого поэта складывалась трагиче­ски: в окружающем его обществе он был изгнан­ником. За свои политические убеждения Данте Алигьери несколько раз был приговорен к каз­ни — потому единственное, что ему оставалось, это постоянные скитания по Италии. Данте не мог примириться с мыслью, что люди вечно вынуж­дены будут жить в мире, где «одни правят, а дру­гие страдают». Он хотел видеть людей свободны­ми, счастливыми, равными в своих правах. Из­гнанник своей родины, он все же стремился к миру, покою для своей страны, которая находи­лась в состоянии непрекращающихся войн и кон­фликтов.

Романтические

взгляды поэта на мир и госу­дарственную власть привели его к вере в справед­ливого монарха, миротворца, способного возро­дить Италию. Таким монархом ему представлял­ся германский император Генрих VII. Свои взгля­ды, убеждения, мысли, чувства Данте открыто высказывал в произведениях, многие из которых являются автобиографичными.

Герой поэм Дан­те Алигьери — такой же одинокий, разочарован­ный скиталец, стремящийся к добру, верящий в могущество человеческой мысли. Человеческие чувства для поэта были превыше всего, личность являлась для него самой большой ценностью, судьба и счастье народа — важнее его собствен­ного счастья. Всю свою творческую жизнь поэт не прекращал страстной, непримиримой борь­бы за светлые идеалы, за счастье, свободу и спра­ведливость. Лишенный возможности принимать непосредственное участие в политической жиз­ни страны, он вел борьбу с помощью пера.

Сила и глубина чувств Данте, стремление к единству и сплоченности народа наиболее ярко отразились в его автобиографии «Новая жизнь». Высшим земным счастьем видится ему любовь к Беатриче — женщине, которую не раз воспевал он в своих стихотворениях. Без этого чувства у автора не было бы сил ни на борьбу, ни на веру в светлое будущее. Эта любовь окрыляла поэта, вдыхала в него жизнь, помогала преодолевать любые преграды и разочарования.

Однако не только любовь была смыслом жизни Данте Али­гьери. Его живой, жаждущий знаний ум посто­янно стремился к наукам. Именно в науке видел он основное спасение для человечества. Новые, непривычные для того времени гума­нистические взгляды поэт выражал во многих своих произведениях.

В научных трактатах «Пир», «О народном красноречии», «О монар­хии» он призывает абсолютно всех людей, неза­висимо от положения и происхождения, приоб­щаться к наукам, развивать свой ум, обогащать знания. Он выступает также со смелым протес­том против безграничной власти церкви, выра­жает надежду на прекращение войн. Счастье и благополучие всех людей Данте видел во всемир­ной монархии — идеале политической власти для поэта. При такой власти, по мнению Данте, в об­ществе не будет разногласий и конфликтов, мо­нархия принесет наконец-то долгожданное счас­тье многострадальному народу.

Подобные мысли вызвали бурю протеста у критиков и обществен­ности: автора обвиняли то в утопизме, то в «воз­вращении к средневековью». Да и сам создатель этих произведений понимал некоторую противо­речивость собственных идей. Это объяснялось тем, что в современных ему условиях невозмож­но было найти единственно верного решения су­ществовавших в то время проблем. Поэт видел несправедливость, чувствовал необходимость пе­ремен, но еще не находил реальных путей дости­жения мира, гармонии и справедливости.

В таком противоречивом состоянии Данте Алигьери застала весть о смерти Генриха VII. Сообщение очень взволновало поэта — ведь оно означало крах всех его надежд. В это время он переживает серьезный душевный кризис, преодо­леть который смог, только приступив к работе над лучшим своим произведением — «Боже­ственной комедией». «Цель этого произведе­ния — вырвать всех живых из когтей несчастья и повести их к счастью», — писал автор.

Поэт от­мечал, что стремился написать историю челове­чества, которое идет в потемках, ошибается, на­ходит пути и снова теряет их. Так шел по жизни сам Данте, скитаясь по странам и не находя отве­тов на мучившие его вопросы. Он проводит свое­го героя через все круги ада, показывает нам анархию, царящую в мире, ложь, которая сопро­вождает человека на каждом шагу, «безгреш­ных» церковников, насаждающих в обществе свои фальшивые законы. Он открывает и внут­ренние пороки человеческой души: гордыню, жажду власти, эгоизм и собственничество.

Через все произведение он проводит мысль, что если человек сумеет преодолеть все эти препятствия, то попадет в волшебную страну, в райские места, где царят счастье и справедливость. Герой «Бо­жественной комедии» — мыслящий, чуткий че­ловек, сильная личность, такая же, как сам поэт. Данте верит в то, что люди могут достичь подоб­ного счастья и что помогут в этом лишь знания, искренняя любовь друг к другу в сочетании с Бо­жественной благодатью. Своим произведением Данте Алигьери стремился открыть людям перс­пективы не загробной, потусторонней, а земной жизни, наполненной радостью и справедливос­тью. Автор устраивает суд над человеческими преступлениями и пороками не столько для того, чтобы показать, насколько испорчен человек и все общество, сколько во имя улучшения жизни на земле.

Стремясь научить людей жить правиль­но, поэт вовсе не уводит их от реальности. Наобо­рот, он глубоко погружает нас в нее, заставляя увидеть, прочувствовать все ее темные стороны, вызывая в душах людей страстное желание при­соединиться к активной борьбе с пороками этого мира. Все творчество Данте, разнообразное и много­плановое, наполнено духом борьбы, стремлени­ем к свободе, счастью, справедливости, гармонии, красоте.

В своих произведениях поэт затрагива­ет важнейшие общечеловеческие проблемы, про­являет настоящее мастерство в создании реаль­ных, живых образов, выступает тонким психоло­гом и мудрым философом. Несмотря на трагиче­ские сюжеты и глобальные, почти неразрешимые проблемы, поднятые в произведениях Данте, его творчество удивляет и манит своей жизнерадост­ностью, верой в будущее, в людей, в справедли­вость.




На тему: НОВЫЙ, ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД ДАНТЕ НА ЧЕЛОВЕКА