На тему: ОБРАЗ НИКОЛАЯ РОСТОВА

В романе «Война и мир» Л. Толстого представлена целая галерея образов участников описываемых собы­тий. Одни из них создают контраст с основными персо­нажами произведения, другие существуют и действу­ют параллельно с главными героями, выстраивая как бы альтернативную линию поведения.

Одним из них является образ Николая Ростова. Он представляет возможный жизненный путь князя Анд­рея Болконского. Впервые мы видим Николая в юноше­ском возрасте. Это был «невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица.

На верхней

губе его уже показывались черные волосики, и во всем лице выражались стремительность и восторженность».

Тогда он очень «подходил» к своей семье. Николай безраздельно отдавался всем радостям жизни в старом уютном доме Ростовых и в имении в Отрадном. Для пони­мания характера Николая в то время показательна сцена его ответов отцу по поводу военной службы.

Когда отец говорит княгине Карагиной, что сын из дружбы вслед за Борисом решил поступить на военную службу, Николай, «вспыхнув и отговариваясь, как будто от постыдного на­клепа», заметил: «Совсем не из дружбы. Совсем не друж­ба, а просто чувствую

призвание к военной службе… я уж говорил вам, папенька, что, ежели вам не хочется меня отпустить, я останусь. Но я знаю, что никуда не гожусь, кроме как в военную службу; я не дипломат, не чиновник, не умею скрывать того, что чувствую».

Честный, правдивый и принципиальный романтик, Николай Ростов попадает на службу в гусарский полк. Как всякий военный, он мечтает о подвиге — во имя славы русского оружия, во имя императора, которого он обожает и боготворит. Он строит планы, в своих ро­мантических мечтаниях витает в облаках. Он и не за­мечает, как военная обыденность и серо-кровавая правда войны постепенно убивают в нем «души пре­красные порывы».

Сначала происходит совершенно бытовая сцена — воровство денег у друга Денисова их же сослуживцем Телятиным. Николай Ростов уличил вора. Как честный и принципиальный человек, он до­ложил об этом командиру, но в результате поссорился с командиром, и офицеры полка потребовали от Росто­ва извиниться перед Богданычем.

Ростов категорически отказывается извиняться. Он и здесь, как в разговоре с отцом, подчеркивает, что он «не дипломат» и поясняет: «Я затем в гусары и пошел, думал, что здесь не нужно тонкостей». Однако выясня­ется, Что и в армии нужно иметь дипломатическое уме­ние.

Это становится понятно Ростову из слов штаб-рот­мистра Кирстена: «Вы не хотите извиниться, а вы, ба­тюшка, не только перед ним, а перед всем полком, перед всеми нами, вы кругом виноваты. А вот как: кабы вы подумали да посоветовались, как обойтись с этим делом, а то вы прямо, да при офицерах, и бухнули. Что теперь делать полковому командиру?

Надо отдать под суд офицера и замарать весь полк?.. Так, что ли, по-ва­шему? А по-нашему, не так. И Богданыч молодец, он вам сказал, что вы неправду говорите.

Неприятно, да что делать, батюшка, сами наскочили. А теперь, как дело хотят замять, так вы из-за фанаберии какой-то не хотите извиниться, а хотите все рассказать… Какой бы там ни был Богданыч, а все честный и храбрый старый полковник; так вам обидно, а замарать полк вам ничего!

Вы, батюшка, в полку без году неделя; нынче здесь, за­втра перешли куда в адъютантики; вам наплевать, что говорить будут: «Между павлоградскими офицерами воры!» А нам не все равно».

Так Николай Ростов получил первый в своей жизни урок той дипломатии, которой старался избегать. Из по­следующих событий мы узнаем, что и подвиг совершить ему также не удается. Вместо подвига — нечаянное па­дение с лошади и вывих руки.

При встрече с Бергом и Борисом он составляет явный контраст: «на нем была затасканная юнкерская куртка с солдатским крестом, такие же, подбитые затертой кожей, рейтузы и офицер­ская с темляком сабля», а они были «чисто и аккуратно одетые, отдохнув после последнего дневного перехода, сидели в чистой, отведенной им квартире перед круг­лым столом и играли в шахматы».

Когда Борис просит его «рассказать о том, как и где он получил рану», именно на друзьях он испытывает свой первый жизненный урок: «Ростов был правдивый молодой человек, он ни за что умышленно не сказал бы неправды. Он начал рассказывать… но незаметно, не­вольно и неизбежно для себя перешел на неправду».

Теперь Николай Ростов делает и поступает так, как и другие. Это становится главной чертой его характе­ра. Например, когда офицеры ставят под сомнение правильность действий императора в дни заключения Тильзитского мира, он говорит: «Не нам судить.

А то, коли бы мы стали обо всем судить и рассуждать, так этак ничего святого не останется… Наше дело испол­нять свой долг, рубиться и не думать, вот и все…» И в других ситуациях он не утруждает себя размыш­лениями: «Ежели бы у него спросили, что он думает о теперешнем положении России, он бы сказал, что ду­мать нечего, что на это есть Кутузов и другие…» В од­ной из последних сцен романа Наташа в разговоре с Пьером дает такую же характеристику своему брату: «У Николеньки есть эта слабость, что, если что не при­нято всеми, он ни за что не согласится».

В мирной жизни Николай Ростов следует тем же правилам поведения, что и на войне: «Как в Тильзите Ростов не позволил себе усомниться в том, хорошо ли то, что признано всеми хорошим, точно так же и те­перь, после короткой, но искренней борьбы между по­пыткой устроить свою жизнь по своему разуму и сми­ренным подчинением обстоятельствам, он выбрал по­следнее и представил себя той власти, которая его непреодолимо влекла куда-то».

Николай Ростов становится взрослее, и в его харак­тере все более проступают отрицательные черты «рос­товской породы». В конце концов он превращается не просто в недалекого и посредственного человека, а в воинствующую посредственность.

За свои заблуждения Николай Ростов платит доро­гую цену: он теряет любовь сестры и уважение Пьера. Он оказывается оторванным от тех сил, которые олице­творяют будущую Россию. События и героев романа «Война и мир» можно понять при сопоставлении их от­ношения к Отечественной войне 1812 г. Все герои рома­на получают нравственную оценку Л. Толстого в зави­симости от того, насколько каждый из них способен или не способен проникнуться общим чувством с народом.

Поэтому совсем не случайно писатель лишает заслу­женного кадрового офицера Николая Ростова права участвовать в Бородинской битве, заменяет ее сценой подавления бунта мужиков в имении Болконских.

Сцена оказывается глубоко символичной для пони­мания образа Николая Ростова. В конце романа Нико­лай Ростов в запале спора с Пьером не просто говорит, а предупреждает: «Ты говоришь, что у нас все скверно и что будет переворот; я этого не вижу; но ты гово­ришь, что присяга — условное дело, и на это я тебе скажу: что ты лучший мой друг, ты это знаешь, но, со­ставь вы тайное общество, начни вы противодейство­вать правительству, какое бы оно ни было, я знаю, что мой долг повиноваться ему. И вели мне сейчас Аракче­ев идти на вас с эскадроном и рубить — ни на секунду не задумаюсь и пойду.

А там суди как хочешь».




На тему: ОБРАЗ НИКОЛАЯ РОСТОВА