На тему: ОБРАЗ ПЛАТОНА КАРАТАЕВА

В одном из своих ранних рассказов «Рубка леса» Л. Толстой показал три типа русских солдат: покор­ных, отчаянных и тех, кто стремится командовать. Симпатии писателя были на стороне покорных солдат, которые отличались терпением, незлобием и набожно­стью. Из этого рассказа Л. Толстой «перенес» одного из таких солдат в роман «Война и мир» и поставил в близкие отношения со своим главным героем Пьером Безуховым.

Этого солдата, который попал в плен к французам, зовут Платон Каратаев.

Пьер Безухов встретил Платона Каратаева в бара­ке

для военнопленных. В темноте Пьер устроился на соломе в углу и не сразу заметил, что «рядом с ним си­дел, согнувшись, какой-то маленький человек, присут­ствие которого Пьер заметил сначала по крепкому за­паху пота, который отделялся от него при всяком его движении». Человек был чем-то занят.

Но в темноте Пьер не мог рассмотреть ни человека, ни того, что он делал. Позже он понял, что тот разувался.

Л. Толстой не случайно приводит подробное описа­ние процесса разувания Платона Каратаева. В нем вы­разилась основательность, неторопливость и терпели­вость истинно русской натуры: «Размотав бечевки, кото­рыми

была завязана одна нога, он аккуратно свернул бечевки и тотчас принялся за другую ногу, взглядывая на Пьера. Пока одна рука вешала бечевку, другая уже принималась разматывать другую ногу. Таким образом аккуратно, круглыми, спорыми, без замедления следо­вавшими одно за другим движеньями, разувшись, чело­век развесил свою обувь на колышки, вбитые у него над головами, достал ножик, обрезал что-то, сложил ножик, положил под изголовье и, получше усевшись, обнял свои поднятые колени обеими руками и прямо уставился на Пьера.

Пьеру чувствовалось что-то приятное, успокои­тельное и круглое в этих спорых движениях, в этом бла­гоустроенном в углу его хозяйстве, в запахе даже этого человека, и он, не спуская глаз, смотрел на него».

Рассмотреть своего нового соседа Пьер смог при све­те дня лишь на следующее утро. «Платону Каратаеву должно было быть за пятьдесят лет, судя по его расска­зам о походах, в которых он участвовал давнишним сол­датом. Он сам не знал и никак не мог определить, сколь­ко ему было лет; но зубы его, ярко-белые и крепкие… были все хороши и целы; ни одного седого волоса не бы­ло в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гиб­кости и в особенности твердости и сносливости.

Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности; голос у него был приятный и певучий. Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет; и от этого в быстроте и верности его интона­ций была особенная неотразимая убедительность.

Физические силы его и поворотливость были тако­вы первое время плена, что, казалось, он не понимал, что такое усталость и болезнь». Платон умел делать любую работу. «Он пек, варил, шил, строгал, тачал са­поги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры».

По мере знакомства Пьер учится у Платона незло­бивости, всепрощению, терпеливости, самоотречению, любовному отношению ко всякому человеку. Речь Пла­тона Каратаева наполнена народной мудростью. Бук­вально в каждой фразе, произнесенной этим простым русским человеком, встречаются крылатые выражения.

Когда Платон впервые заговорил с Пьером, тот ощутил такое «выражение ласки и простоты» в его «певучем го­лосе», что «у него задрожала челюсть, и он почувство­вал слезы». Платон успокаивает его следующими слова­ми: «Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить!» А ког­да Пьер рассказывает о том, как оказался в плену, Платон говорит: «Где суд, там и правда».

В словах Платона выражается народное понятие о правде и справедливости. О своем плене, о войне, о взятии Москвы он говорит: «Москва, она городам мать. Как не скучать на это смотреть.

Да червь капус­ту гложе, а сам прежде того пропадает: так-то старички говаривали». А когда Пьер просит его уточнить эту мысль, он добавляет: «Я говорю: не нашим умом, а бо­жьим судом». На слова Пьера о том, что ему теперь безразлично, будет у него когда-нибудь нормальная семья и дети или нет, Платон произносит: «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся».

Глубоким всепрощением и самоотречением наполнен рассказ Платона о том, как он оказался на службе: «Бра­ту бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам-пят ребят, — а у меня, гляди, одна солдатка осталась». Свои воспоминания он завершает таким выводом: «Так-то, друг мой любезный. Рок головы ищет.

А мы все судим: то не хорошо, то не ладно. Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тя­нешь — надулось, а вытащишь — ничего нету».

Удивляет Пьера и молитва, которую Платон еже­дневно произносит перед сном и которую, по всей ви­димости, сам же и сочинил. Она представляет собой поочередное произнесение имени Христа и имен пра­вославных святых, наиболее почитаемых в русском народе: Николы-угодника, Фрола и Лавра. Свою мо­литву Платон заканчивает неизменным выражением: «Положи, Боже, камушком, подними калачиком».

А утром, просыпаясь, он произносит: «Лег — свернул­ся, встал — встряхнулся».

Благодаря встрече с Платоном Каратаевым, разго­ворам с ним Пьер Безухов понял и осознал нечто жиз­ненно весьма важное, чего раньше не понимал и не за­мечал, — обретенную близость к народу. Он «чувство­вал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе». Вот почему спустя годы все те, с кем пришлось столкнуться в плену, «потом как в тумане представлялись Пьеру, но Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и доро­гим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого».

Однако говорить, что образ Платона Каратаева — олицетворение всего русского народа, было бы непра­вильно. Ведь народ в романе Л. Толстого «Война и мир» — это категория не столько социальная, сколько нравственная. Народ — это творческая сила. Народ — это все лучшее, что есть в русской нации.

Народ — это и солдаты, и офицеры Тушин и Тимохин, и партизаны Тихон Щербатый, и старостиха Василиса, и купец Фе­рапонтов, и Наташа, и князь Андрей, и Пьер, и Куту­зов. Для всех, кто составляет народ, характерно общее чувство, которое Л. Толстой называет «скрытой тепло­той патриотизма».




На тему: ОБРАЗ ПЛАТОНА КАРАТАЕВА