На тему: ОБРАЗ ПЛАТОНА КАРАТАЕВА
В одном из своих ранних рассказов «Рубка леса» Л. Толстой показал три типа русских солдат: покорных, отчаянных и тех, кто стремится командовать. Симпатии писателя были на стороне покорных солдат, которые отличались терпением, незлобием и набожностью. Из этого рассказа Л. Толстой «перенес» одного из таких солдат в роман «Война и мир» и поставил в близкие отношения со своим главным героем Пьером Безуховым.
Этого солдата, который попал в плен к французам, зовут Платон Каратаев.
Пьер Безухов встретил Платона Каратаева в бараке
Но в темноте Пьер не мог рассмотреть ни человека, ни того, что он делал. Позже он понял, что тот разувался.
Л. Толстой не случайно приводит подробное описание процесса разувания Платона Каратаева. В нем выразилась основательность, неторопливость и терпеливость истинно русской натуры: «Размотав бечевки, которыми
Пьеру чувствовалось что-то приятное, успокоительное и круглое в этих спорых движениях, в этом благоустроенном в углу его хозяйстве, в запахе даже этого человека, и он, не спуская глаз, смотрел на него».
Рассмотреть своего нового соседа Пьер смог при свете дня лишь на следующее утро. «Платону Каратаеву должно было быть за пятьдесят лет, судя по его рассказам о походах, в которых он участвовал давнишним солдатом. Он сам не знал и никак не мог определить, сколько ему было лет; но зубы его, ярко-белые и крепкие… были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости.
Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности; голос у него был приятный и певучий. Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет; и от этого в быстроте и верности его интонаций была особенная неотразимая убедительность.
Физические силы его и поворотливость были таковы первое время плена, что, казалось, он не понимал, что такое усталость и болезнь». Платон умел делать любую работу. «Он пек, варил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры».
По мере знакомства Пьер учится у Платона незлобивости, всепрощению, терпеливости, самоотречению, любовному отношению ко всякому человеку. Речь Платона Каратаева наполнена народной мудростью. Буквально в каждой фразе, произнесенной этим простым русским человеком, встречаются крылатые выражения.
Когда Платон впервые заговорил с Пьером, тот ощутил такое «выражение ласки и простоты» в его «певучем голосе», что «у него задрожала челюсть, и он почувствовал слезы». Платон успокаивает его следующими словами: «Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить!» А когда Пьер рассказывает о том, как оказался в плену, Платон говорит: «Где суд, там и правда».
В словах Платона выражается народное понятие о правде и справедливости. О своем плене, о войне, о взятии Москвы он говорит: «Москва, она городам мать. Как не скучать на это смотреть.
Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадает: так-то старички говаривали». А когда Пьер просит его уточнить эту мысль, он добавляет: «Я говорю: не нашим умом, а божьим судом». На слова Пьера о том, что ему теперь безразлично, будет у него когда-нибудь нормальная семья и дети или нет, Платон произносит: «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся».
Глубоким всепрощением и самоотречением наполнен рассказ Платона о том, как он оказался на службе: «Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам-пят ребят, — а у меня, гляди, одна солдатка осталась». Свои воспоминания он завершает таким выводом: «Так-то, друг мой любезный. Рок головы ищет.
А мы все судим: то не хорошо, то не ладно. Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь — надулось, а вытащишь — ничего нету».
Удивляет Пьера и молитва, которую Платон ежедневно произносит перед сном и которую, по всей видимости, сам же и сочинил. Она представляет собой поочередное произнесение имени Христа и имен православных святых, наиболее почитаемых в русском народе: Николы-угодника, Фрола и Лавра. Свою молитву Платон заканчивает неизменным выражением: «Положи, Боже, камушком, подними калачиком».
А утром, просыпаясь, он произносит: «Лег — свернулся, встал — встряхнулся».
Благодаря встрече с Платоном Каратаевым, разговорам с ним Пьер Безухов понял и осознал нечто жизненно весьма важное, чего раньше не понимал и не замечал, — обретенную близость к народу. Он «чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе». Вот почему спустя годы все те, с кем пришлось столкнуться в плену, «потом как в тумане представлялись Пьеру, но Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого».
Однако говорить, что образ Платона Каратаева — олицетворение всего русского народа, было бы неправильно. Ведь народ в романе Л. Толстого «Война и мир» — это категория не столько социальная, сколько нравственная. Народ — это творческая сила. Народ — это все лучшее, что есть в русской нации.
Народ — это и солдаты, и офицеры Тушин и Тимохин, и партизаны Тихон Щербатый, и старостиха Василиса, и купец Ферапонтов, и Наташа, и князь Андрей, и Пьер, и Кутузов. Для всех, кто составляет народ, характерно общее чувство, которое Л. Толстой называет «скрытой теплотой патриотизма».
На тему: ОБРАЗ ПЛАТОНА КАРАТАЕВА