На тему: Основные мотивы лирики Ахматовой и творческий путь

Основные мотивы лирики Ахматовой и творческий путь.

«Есть три эпохи у воспоминаний», — сказала однажды Анна Ахматова. Ее творческая судьба тоже распадается на три этапа, три биографических круга.

Начало первого — 1912 г. — выход в свет сборников «Вечер» и «Четки». Творчество Ахматовой этого периода связано с акмеиз­мом, да и позже поэт не отреклась от своей связи с акмеизмом. Лирика первых книг — почти исключительно лирика любви.

Стихи-миниатюры были лиричны и внутренне драматичны, ино­гда даже сюжетны. В ее

ранних стихах поражало сочетание нежности, хрупкости чувства с твердостью и отчетливостью стиха. Современники говорили о «загадке» Ахматовой. Любовная лирика ее крайне интимна и предельно откровенна, чувственна. «Поединком роковых страстей» она близка Тютчеву.

Любовь — основной нерв ранней лирики Ахматовой. Она дана в предельных кризисных моментах — взлета и падения, разрыва и встречи, признания и отказа.

Лирика первых сборников передает ощущение непрочности бытия, какой-то неустойчивости. В предреволюционные годы в стихах появляются библейские и исторические ассоциации, все более властно

заявляет о себе тема России. Для Ахматовой Россия нередко ассоциирова­лась с Царским Селом, где «смуглый отрок бродил по аллеям», где все было пронизано духом пушкинской поэзии. Ее Россия — это и Петербург — город культуры и державного величия.

Тема Родины, ее трактовка в годы Первой мировой войны отличалась от ура-патриотических взглядов многих поэтов. Ах­матова понимала, что война — это убийство, смерть, великое зло. Ее поэзия носит антивоенный, пацифистский характер, покоившийся на религиозной основе.

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар —

Так молюсь за твоей литургией После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей.

Второй период творчества Ахматовой охватывает годы от ре­волюции до конца 1930-х. Поэзия наполняется общечеловече­ским содержанием. Все трудные годы разрухи, голода, лишений Ахматова не оставляет Родину, не эмигрирует. В стихах «Мне голос был, он звал утешно…» и «Не с теми я, кто бросил зем­лю…» выражается истинный патриотизм и мужество поэта, счита­ющего позором оставить страну в трудное время:

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда.

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда».

Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.

В поэзии Ахматовой отразились все трагические противоре­чия эпохи: разрушение быта, семьи, культуры. В годы граждан­ской войны Ахматова пишет: «Все расхищено, предано, прода­но». Несмотря на страшный быт, поэт видит свет.

Сила жизни позволяет верить в чудесное будущее, произносить слова благо­словения новизне и красоте жизни.

1930-е годы оказались порой тяжелых испытаний для Ахмато­вой: были арестованы муж, сын. Сама она — бывшая жена расстре­лянного в 1921 г. «контрреволюционера» Николая Гумилева — жила в ожидании ареста. Все это рождает трагические стихи «Послед­ний тост», «Зачем вы отравили воду…». Главным итогом 1930-х годов явилась поэма «Реквием».

Ею Анна Ахматова выполнила свой гражданский долг перед теми, кто в течение долгих меся­цев стоял в очереди к тюремному окошку. В поэме передана уду­шающая атмосфера всеобщего оцепенения. Здесь создан удиви­тельно емкий образ Города, который резко отличается от было­го блоковско-ахматовского Петербурга. Теперь это не город кра­соты и гармонии, а «ненужный» привесок к гигантской тюрь­ме, в которую превратилась вся страна:

Это было, когда улыбался Только мертвый, спокойствию рад.

И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград.

«Реквием» — это плач не только по собственному сыну, но по всем, кого «уводили на рассвете».

В 1940-е годы — в годы Великой Отечественной войны — сти­хи Ахматовой звучали по радио. «Клятва», «Мужество» прониза­ны уверенностью, что «нас покориться никто не заставит», что «мы защитим тебя, русская речь, великое русское слово».

Стихи Ахматовой, собранные в итоговый сборник «Бег вре­мени», элегичны, пронизаны философским отношением к жиз­ни, мудры и величественны. Поэтическим «солнцем» Ахматовой был Пушкин. Она наследует традиции пушкинской поэзии, ее лаконичность, точность, простоту и гармонию.




На тему: Основные мотивы лирики Ахматовой и творческий путь