На тему: патриотизм эпохи 1930-х годов в произведениях Шолохова и Платонова

Эпоха 30-х годов, эпоха социалистической реконструкции также была тяжелой для народа порой ломки старого и уста­новления нового уклада. Сложности этой эпохи были связаны в основном с коренной перестройкой сознания и психологии, особенно в деревне. На деревню и перемещается внимание писателей, искавших в эпохе человеческое содержание, — Платонова, Шолохова.

В основном в советской литературе процесс социалисти­ческой реконструкции по понятным причинам изображался в довольно-таки радужных тонах: победа новых экономических отношений

сопровождалась победой новой идеологии, нового психологического уклада. Хорошими примерами такой лите­ратуры могут служить произведения Л. Сейфуллиной, Н. Ост­ровского, Ф. Гладкова, Ю. Крымова и других. Наиболее глу­боким и талантливым произведением этого периода следует, по-видимому, считать роман Шолохова «Поднятая целина». Как и следовало ожидать, Шолохов изображает конечную по­беду колхозного строя, в чем видит продолжение революции и торжество коммунистических идей.

Но Шолохов умело пока­зал реальные трудности коллективизации, борьбу старого и нового в сознании гремяченцев, несоответствие руководите­лей

типа Нагульнова новым условиям социалистической рабо­ты, трагические противоречия в сознании Островного, отчасти затронул судьбу справедливо и несправедливо раскулаченных, в связи с чем остро поставил проблему гуманизма. В «Подня­той целине» Шолохов явился новатором в области психоло­гизма, изобразив впервые очень подробно массовую психоло­гию. Это, а также отличное знание подробностей казачьей жизни и недюжинный изобразительный талант позволили пи­сателю изобразить процесс социалистических преобразований в деревне живо и убедительно.

Другое дело, что Шолохов, очевидно, сказал о своем времени не всю правду, показал лишь одну сторону медали.

С другой стороны освещал ту же эпоху Платонов. Естест­венно, его роман «Котлован» не был опубликован своевре­менно, поскольку в нем процесс социалистического строи­тельства показан в довольно-таки неприглядном виде. В платоновском романе мы встречаемся с мраком, нищетой и голодом, в жизни разоренной деревни — буквально ни одного светлого пятна.

Демагогия коммунистических лозунгов пора­ботила сознание простых рабочих, сделала их фанатиками, для которых уже недоступен голос разума и здоровой крити­ки, которые не сомневаются в необходимости своей деятель­ности, хотя действительность на каждом шагу говорит об об­ратном. Жертвы в романе Платонова бессмысленны, усилия тщетны, и символической выглядит гибель ребенка в финале произведения — Платонов изображает эпоху, когда в людях уже не осталось почти ничего человеческого. Платонов, в от­личие от Шолохова и многих других писателей, почти не пользуется психологизмом, не раскрывает внутренний мир своих героев и делает это не случайно: души изображенных им людей однолинейны, несложны и почти мертвы, в их соз­нании остается одна лишь голая идея.

В романе нет авторских отступлений, раскрывающих мысли автора, но из всего изо­браженного недвусмысленно вырастает впечатление жизни жуткой, уродливой, гротескной. И хотя лучшим героям Пла­тонова свойственна душевная неуспокоенность и горячее желание добра, все же в целом роман производит крайне пес­симистическое впечатление, трагическая судьба родины и на­рода не скрашена у Платонова ни каплей оптимизма.

О жуткой, тайной истории 30-х годов эпохи Ежова и Берии современники толком не знали, хотя и догадывались. Произ­ведения, посвященные этой теме, стали появляться в отечест­венной литературе гораздо позже, уже после «оттепели» конца 50-х — начала 60-х годов. Такие писатели, как А. Рыбаков, А. Солженицын, В. Дудинцев, В. Гроссман и другие, одно­значно оценивают всю эпоху 30-х годов как эпоху величайшей трагедии народа.




На тему: патриотизм эпохи 1930-х годов в произведениях Шолохова и Платонова