На тему: патриотизм в произведениях Лескова
В том же ключе решал проблему национального характера и Лесков. Своеобразие его постановки этой проблемы состояло, между прочим, в том, что он не брал экстремальных ситуаций в жизни родины и народа для разработки этой темы. В Творчестве Лескова нет ни войн, ни революций, ни вообще крупномасштабных столкновений между государствами и народами. Лесков брал достаточно обыкновенные ситуации и показывал превосходство русского народа над другими в мирной жизни. Причем заметим — и для Толстого, и для Лескова принципиально важно было то, что
В знаменитом сказе «Левша» Лесков рассказывает легендарный случай, историю о том, как тульские мастера «аглицкую блоху на подковы подковали». Причем мало того, что эта работа видна только в самый сильный «Мелкоскоп», но мастера ведь работали «гораздо секретнее»: на каждой подковке имя русского мастера проставлено, а Левша — тот и вовсе мельче этого работал — он гвоздики выковывал. Прелесть рассказа прежде всего в том, что произвел это чудо простой русский мастер, без образования,
Талантливость и скромность — вот что бросается в глаза в героях Лескова в первую очередь. «Ведь ты русский человек? — говорит один из персонажей рассказа «Очарованный странник». — Русский человек со всем справится». И при этом сделает все мало того что отлично, но еще и просто, естественно, спокойно. Примечательно, что и свой рассказ о русских людях Лесков ведет просто, используя прием речевой стилизации под народную разговорную речь — сказ.
Но талантливость и скромность — лишь первые, наиболее очевидные признаки национального характера. Более глубокий его слой — любовь к России и смирение перед Богом. Левша в Англии не поддается ни на какие уговоры остаться, во всем держится своего русского обычая и, как выясняется в конце рассказа, имеет поистине государственное мышление.
Тоскуя по России, он помнит, что надо передать государю важное дело: «…у англичан ружья кирпичом не чистят, пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся».
С таким народом можно оптимистично смотреть и на судьбу родины: в случае войны или еще какой неприятности со стороны иноземцев русский народ себя в обиду не даст. Об этом — рассказ «Железная воля», где немец Пекторалис, приехав в Россию с грандиозными планами и железной волей, постоянно попадает в смешные и глупые положения именно из-за своей немецкой натуры, а русский человек, даже самый негодящий пьяница вроде Сафроныча, уповая на бога и не заносясь, в смирении и покое торжествует над немецкой «железной волей». В начале рассказа приведен примечательный диалог, в котором один из собеседников прямо высказывает взгляды Лескова. Речь идет о том, что в случае столкновения России и Германии «немцы нас вздуют», а у русского народа не найдется иных союзников, кроме как «авоська с небоськой», на что старик Вочнев отвечает: «Зачем же так пренебрегать авоськой с небоськой? …они очень добрые и теплые русские ребята, способные кинуться, когда надобно, и в огонь и в воду, а это чего-нибудь да стоит… именно в деле с немцем, который без расчета шагу не ступит и, как говорят, без инструмента с кровати не свалится…
Ну, железные они, так и железные, а мы тесто простое, мягкое, сырое, не пропеченное тесто, — ну а вы бы вспомнили, что и тесто в массе топором не разрубить, а пожалуй, еще и топор там потеряешь».
Глубинной же основой русской натуры Лесков считал христианскую праведность, способность переносить страдания ради правды и веры. Это качество отображается им во многих рассказах, но особенно ярко, пожалуй, — в «Очарованном страннике». Создал Лесков и цикл рассказов о русских праведниках — внешне непримечательных и скромных, а внутренне удивительных, несгибаемых людях истинно духовной жизни.
Рассказы Лескова — свидетельство глубокой веры писателя в русский народ, его потенциальные творческие и духовные силы.
На тему: патриотизм в произведениях Лескова