На тему: патриотизм в произведениях Маяковского

Революция привлекла особое внимание к теме судьбы родины и народа, одновременно внеся существенные коррективы в понимание патриотизма. Так, в 20-е годы зарождается и креп­нет совершенно новое понимание родины — как социалистиче­ского отечества, в котором национальное отходит на задний план, а на первый выступает социальное содержание. Более то­го, в литературе социалистического реализма прежнему, на­циональному пониманию патриотизма просто не находилось места, он вытеснялся идеей пролетарского интернационализма.

В этих условиях

тема патриотизма звучала исключительно как тема любви к социалистической родине, стране победившего пролетариата. Наиболее сильным и последовательным вырази­телем этого нового понимания патриотизма стал Маяковский. В его творчестве патриотизм предстает как одна из граней ин­тернационализма. Любви собственно к России Маяковский не испытывал и до революции. И после революции Маяковский остается последовательным интернационалистом, чья мечта — «в мире без России, без Латвии / Жить единым че­ловечьим общежитьем».

Любовь и гордость он испытывает именно к социалистическому отечеству, и этим чувством про­низаны

его поэмы «Хорошо!», «Владимир Ильич Ленин», мно­гие стихотворения. Сравнивая Россию с Западом во время сво­ей заграничной поездки, поэт обращает внимание прежде всего на то, что, при всех достижениях культуры и цивилизации, За­пад отстает от Советской России в социальном развитии: так, про Америку он пишет: «Я стремился на семь тысяч верст впе­ред, / А приехал на семь лет назад», то есть в дореволюционную эпоху. Одно из лучших патриотических стихотворений Мая­ковского, в котором менее всего слышатся социальные ноты, — стихотворение «Домой!» с его крылатой концовкой: «Я хотел бы жить и умереть в Париже, / Если б не было такой земли — Москва».




На тему: патриотизм в произведениях Маяковского