Революция привлекла особое внимание к теме судьбы родины и народа, одновременно внеся существенные коррективы в понимание патриотизма. Так, в 20-е годы зарождается и крепнет совершенно новое понимание родины — как социалистического отечества, в котором национальное отходит на задний план, а на первый выступает социальное содержание. Более того, в литературе социалистического реализма прежнему, национальному пониманию патриотизма просто не находилось места, он вытеснялся идеей пролетарского интернационализма.
В этих условиях
тема патриотизма звучала исключительно как тема любви к социалистической родине, стране победившего пролетариата. Наиболее сильным и последовательным выразителем этого нового понимания патриотизма стал Маяковский. В его творчестве патриотизм предстает как одна из граней интернационализма. Любви собственно к России Маяковский не испытывал и до революции. И после революции Маяковский остается последовательным интернационалистом, чья мечта — «в мире без России, без Латвии / Жить единым человечьим общежитьем».
Любовь и гордость он испытывает именно к социалистическому отечеству, и этим чувством пронизаны
его поэмы «Хорошо!», «Владимир Ильич Ленин», многие стихотворения. Сравнивая Россию с Западом во время своей заграничной поездки, поэт обращает внимание прежде всего на то, что, при всех достижениях культуры и цивилизации, Запад отстает от Советской России в социальном развитии: так, про Америку он пишет: «Я стремился на семь тысяч верст вперед, / А приехал на семь лет назад», то есть в дореволюционную эпоху. Одно из лучших патриотических стихотворений Маяковского, в котором менее всего слышатся социальные ноты, — стихотворение «Домой!» с его крылатой концовкой: «Я хотел бы жить и умереть в Париже, / Если б не было такой земли — Москва».