На тему: Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи

Каждый народ, как и отдельно взятый человек, обладает своим характером. Русский национальный характер сформировался в процессе мирного труда землепашца, освоения новых земель исследователем, защиты своего Отечества воином.

В галерею образов истинных русских характеров мы можем отнести Евгения Онегина из одноименного романа А. С. Пушкина, Печорина из «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, Андрея Болконского и Пьера Безухова из романа «Война и мир» Л. Н. Толстого, Григория Мелехова из романа «Тихий Дон» А. Шолохова… Этот

список не имеет конца, как не имеет своего конца всеобъемлющая, духовно богатая своими темами и образами русская литература, и по сей день вдохновляющая человечество на подвиг созидания.

Все эти герои, такие разные, обладают единственным общим свойством характера: своеобразным стержнем, цельностью своей личности, непокорной и несломленной.

Можно ли отнести главного героя повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича» к славной когорте лучших образов русской литературы? Несомненно, да.

Сначала нам кажется, что главный герой повести — простой русский человек, ничем не примечательный. В лагере, где

он находится, таких «зэков» много. Эти люди не совершили ничего предосудительного: баптисты пострадали за свою веру, а большое количество находящихся в зоне — бывшие пленные, отбывают срок как предатели, хотя их вина лишь в том, что они в огне войны остались живы и попали в руки к неприятелю.

Многие из них после освобождения из фашистских концлагерей попали в «архипелаг ГУЛаг».

Иван Денисович на первый взгляд такой же обыкновенный лагерник, которому даже следователь, ведущий дело бывшего пленного об измене Родине, не смог придумать, на какую разведку работал его подследственный… И вот уже 8 лет Иван Денисович мыкается по лагерям, терпит все страдания, однако сохраняет внутреннее достоинство. На фоне тягучей трясины лагерной жизни мы видим, что цельность характера Ивана Денисовича не рушится: он не унижается из-за пайки или сигареты, не доносит на товарищей, чтобы облегчить свою участь в лагере. Иван Денисович — порядочный человек: даже тогда, когда болен, чувствует себя виновато, «совестливо, будто зарясь на чужое». «Во что…

Николай Семеныч… я вроде это… болен…», — говорит он в санчасти.

Кроме этого, яркий, надежный характер героя проявляется и в работе. Иван Денисович владеет разными профессиональными навыками: он и плотник, и печник, и каменщик… Азарт работы как истинно русского человека захватывает Ивана Денисовича.

Для него подневольный труд становится духовным выходом на волю, спасением от одиночества и страданий, работа дает удовлетворение и позитивные эмоции, так необходимые любому «зэку».

Суровая правда жизни, от которой содрогается все естество свободного человека, подана через восприятие главного героя. По-будничному просто звучит каждая строка повествования о лагерной жизни, а контраст размеренности рассказа и трагических сцен приводит читателя к страшному потрясению чудовищностью тоталитарной системы, которая ломала, но так и не сломала русского человека. Душу нельзя лишить свободы, сделать ее пленницей.

Через страдания к очищению и праведному пути идут в герои русских писателей всех времен. После Аустерлица Андрей Болконский понимает и принимает простой и необъятный мир, как это спокойное голубое небо. Находит свою жизненную правду у ворот родного дома рядом с сыном Григорий Мелехов.

Притягательным стало умиротворение дома Турбиных для всех его обитателей.

Находит и свое нравственное величие, духовную свободу «не по лжи» Иван Денисович.

Никакие эпохальные трагедии не могут поработить сильных духом людей, выстоявших в тяжелых условиях. Именно такие, как Иван Денисович, не сломались и не дали сгинуть Отечеству. Они же и дают надежду, что рудименты тоталитаризма исчезнут навсегда из истории России.




На тему: Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи