На тему: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ В КОМЕДИИ А. П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД»

Есть только миг между прошлым и будущим…

Л. Дербенев

Действительно, миг — между прошлым, которое не­возможно изменить, и будущим, к сюрпризам которого нельзя быть готовым заранее, — вот что такое наше настоящее. Время, данное нам, чтобы остановиться, за­думаться над своими ошибками, решить, что делать дальше, попытаться повлиять на свою дальнейшую судьбу. Но всегда ли мы можем и хотим воспользовать­ся настоящим как шансом изменить будущее?

Мы застаем семью Раневских, героев пьесы А. П. Че­хова «Вишневый сад», в переломный

для них момент. Они поставлены перед фактом банкротства, долговой ямы и приближающегося аукциона, на котором будет продано все их имущество — имение и огромный, ста­рый вишневый сад, предмет их гордости. И немудрено: даже «в «Энциклопедическом словаре» упоминается про этот сад».

В нем прошла большая и лучшая часть их жизни, произошли все самые важные для них события. И сад, и дом полны воспоминаний для Любови Андреев­ны Раневской и ее брата Леонида Андреевича Гаева. Вернувшись после долгой отлучки, они как бы погружа­ются в них, в эти дорогие воспоминания, заново пережи­вая ключевые моменты своей

жизни.

Войдя в свою быв­шую комнату, Любовь Андреевна восклицает: «О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад…», а выглянув из окна, смеется от радос­ти: «Посмотрите, покойная мама идет по саду… в белом платье!» Гаев же с шутливым почтением поздравляет со столетним юбилеем древний книжный шкаф: «Привет­ствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и спра­ведливости…»

Не только само место, но и люди, с которыми встре­чаются вернувшиеся хозяева дома, вызывают у них воспоминания. Фирс, старый лакей, — это целая эпоха в жизни имения. «Меня женить собирались, а вашего папаши еще на свете не было», — говорит он купцу Лопахину, уже далеко не мальчику. Неудивительно, что Фирс незримо присутствует во всех воспоминаниях жителей имения.

Слезы вызывает у Любови Андреевны встреча с Петей Трофимовым, бывшим домашним учителем ее умершего сына, — как будто заново открывается за­жившая было рана.

С приездом Раневских оживают и воспоминания ожидающих их людей. Лопахин до сих пор помнит до­брое отношение к нему Любови Андреевны в юности: «Хороший она человек. Легкий, простой человек».

Вспоминает ее добрым словом горничная Дуняша, а уж Фирс просто живет воспоминаниями о людях, которым он посвятил всю свою сознательную жизнь. Старый лакей отлично знает привычки каждого из господ и не забывает проследить, как заботливый дедушка, чтобы они вовремя поужинали и тепло оделись: «Извольте, сударь, надеть пальто, а то сыро», — озабоченно хло­почет он и считает, что без него ничего в этом доме не будет так, как следует. Эти заботы — смысл его жиз­ни, потерянный с отъездом хозяев, а теперь вновь об­ретенный.

Какими же — по собственным и чужим воспомина­ниям — предстают перед нами главные герои пьесы — Раневские и Гаев? Несомненно, они добрые люди, од­нако это ли главное? Леонид Андреевич искренне счи­тает себя прогрессивным «человеком восьмидесятых годов», которого «недаром мужик любит». Но его един­ственное занятие — бесконечные пасьянсы. Да и к деньгам он относится безалаберно: не зря говорят, что он «все свое состояние проел на леденцах».

Цену ему знают даже родные: когда он пытается обнадежить их предложенным ему местом в банке, сестра только вздыхает: «Где тебе! Сиди уж…»

Любовь Андреевна — чистая душа, хотя брат и об­виняет ее в порочности. Она не заносчива: родственни­ки не любят ее за то, что она «вышла за не дворянина и вела себя нельзя сказать, чтобы очень добродетель­но»; зато «она хорошая, добрая, славная» и готова от­дать последнюю копейку. Правда, щедрость для нее — это привычка сорить деньгами, от которой она так и не смогла избавиться, несмотря на изменившуюся ситуа­цию.

Так, прошлое этих людей, ошибки, которые они повторяли раз за разом, делая долги и не желая отка­зываться от роскоши, стало причиной безрадостного настоящего семьи Раневских.

Каково же их будущее? Есть ли у них шансы спас­ти имение и их любимый сад? Вряд ли: эти неприспо­собленные к жизни люди даже не знают, откуда бе­рутся деньги.

Они, как в раннем детстве, надеются на ярославскую тетку, которая обещала прислать денег, на Лопахина, который, возможно, что-нибудь придума­ет, — на кого угодно, только не на себя. Ни Гаев, ни Раневская не отваживаются посмотреть в лицо ре­альной действительности. Предложение вырубить сад и сдать землю в аренду отвергается только потому, что «дачи это пошло».

Кому же Чехов предназначает роль спасителя се­мьи Раневских? Возможно, молодое поколение лишено недостатков старших?

Анне, дочери Любови Андреевны, семнадцать лет, и она хочет сделать мир лучше. Вместе с Петей Тро­фимовым девушка мечтает о времени, когда все будут счастливы. Вечный студент Петя умеет поддержать интеллектуальную беседу, его ум и эрудиция у всех вызывают восхищение.

Так почему же Варя, единст­венный практичный человек в доме, не одобряет дружбы с ним Ани? Мечты этого «облезлого барина», как дразнят Трофимова, основаны на счастье, к кото­рому люди придут, отказавшись от имущества. Не причина ли этого в том, что сам он ничего и не зарабо­тал своим умом?

И Петя, и Аня мечтают о мире, где они не будут бесполезны, но их мечты остаются мечта­ми и ничего не могут изменить.

Может быть, Варя смогла бы помочь что-то сде­лать? Приемная дочь Раневской, она испытывает к ней любовь и благодарность и готова работать, чтобы она и Аня не голодали. Но разве ее сил хватит на то, чтобы спасти имение?

Варя не бросит Раневских, и, понимая это, на ней не желает жениться практичный купец Лопахин. Он хорошо относится к этим людям, но видит, что они всю жизнь будут только нахлебниками. Он пытается по­мочь им, но сразу же понимает бесполезность своих усилий.

И, в отличие от Вари, не собирается взвали­вать на свои плечи заботу о них.

По воле автора именно из-за практичности, дело­вой жилки Лопахина заветный сад станет его собствен­ностью. А вместе с садом и будущее. Ермолай Алексе­евич — единственный из героев пьесы, приспособлен­ный к жизни в мире, описанном Чеховым — мире деловых отношений, где сад, как ни грустно, вырубят и отдадут под дачи. Возможно, автору и самому жаль сада, упомянутого в «Энциклопедическом словаре», но действительность такова, что в приближающемся будущем ему нет места, как и людям, подобным Ранев­ским, Гаеву, Трофимову. Все они обречены остаться в прошлом, как и старик Фирс, очень символично за­бытый в покинутом доме.

Будущее России, которое представляется нам после прочтения «Вишневого са­да», им не принадлежит.

В чем же причина успешности одних и неприспо­собленности других? Возможно, в том, что миг, данный каждому, чтобы остановиться и задуматься, каждый использует по-разному. И будущее не примет того, кто растратил это заветное мгновение попусту.




На тему: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ В КОМЕДИИ А. П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД»