На тему: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ В КОМЕДИИ А. П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД»
Есть только миг между прошлым и будущим…
Л. Дербенев
Действительно, миг — между прошлым, которое невозможно изменить, и будущим, к сюрпризам которого нельзя быть готовым заранее, — вот что такое наше настоящее. Время, данное нам, чтобы остановиться, задуматься над своими ошибками, решить, что делать дальше, попытаться повлиять на свою дальнейшую судьбу. Но всегда ли мы можем и хотим воспользоваться настоящим как шансом изменить будущее?
Мы застаем семью Раневских, героев пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад», в переломный
В нем прошла большая и лучшая часть их жизни, произошли все самые важные для них события. И сад, и дом полны воспоминаний для Любови Андреевны Раневской и ее брата Леонида Андреевича Гаева. Вернувшись после долгой отлучки, они как бы погружаются в них, в эти дорогие воспоминания, заново переживая ключевые моменты своей
Войдя в свою бывшую комнату, Любовь Андреевна восклицает: «О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад…», а выглянув из окна, смеется от радости: «Посмотрите, покойная мама идет по саду… в белом платье!» Гаев же с шутливым почтением поздравляет со столетним юбилеем древний книжный шкаф: «Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости…»
Не только само место, но и люди, с которыми встречаются вернувшиеся хозяева дома, вызывают у них воспоминания. Фирс, старый лакей, — это целая эпоха в жизни имения. «Меня женить собирались, а вашего папаши еще на свете не было», — говорит он купцу Лопахину, уже далеко не мальчику. Неудивительно, что Фирс незримо присутствует во всех воспоминаниях жителей имения.
Слезы вызывает у Любови Андреевны встреча с Петей Трофимовым, бывшим домашним учителем ее умершего сына, — как будто заново открывается зажившая было рана.
С приездом Раневских оживают и воспоминания ожидающих их людей. Лопахин до сих пор помнит доброе отношение к нему Любови Андреевны в юности: «Хороший она человек. Легкий, простой человек».
Вспоминает ее добрым словом горничная Дуняша, а уж Фирс просто живет воспоминаниями о людях, которым он посвятил всю свою сознательную жизнь. Старый лакей отлично знает привычки каждого из господ и не забывает проследить, как заботливый дедушка, чтобы они вовремя поужинали и тепло оделись: «Извольте, сударь, надеть пальто, а то сыро», — озабоченно хлопочет он и считает, что без него ничего в этом доме не будет так, как следует. Эти заботы — смысл его жизни, потерянный с отъездом хозяев, а теперь вновь обретенный.
Какими же — по собственным и чужим воспоминаниям — предстают перед нами главные герои пьесы — Раневские и Гаев? Несомненно, они добрые люди, однако это ли главное? Леонид Андреевич искренне считает себя прогрессивным «человеком восьмидесятых годов», которого «недаром мужик любит». Но его единственное занятие — бесконечные пасьянсы. Да и к деньгам он относится безалаберно: не зря говорят, что он «все свое состояние проел на леденцах».
Цену ему знают даже родные: когда он пытается обнадежить их предложенным ему местом в банке, сестра только вздыхает: «Где тебе! Сиди уж…»
Любовь Андреевна — чистая душа, хотя брат и обвиняет ее в порочности. Она не заносчива: родственники не любят ее за то, что она «вышла за не дворянина и вела себя нельзя сказать, чтобы очень добродетельно»; зато «она хорошая, добрая, славная» и готова отдать последнюю копейку. Правда, щедрость для нее — это привычка сорить деньгами, от которой она так и не смогла избавиться, несмотря на изменившуюся ситуацию.
Так, прошлое этих людей, ошибки, которые они повторяли раз за разом, делая долги и не желая отказываться от роскоши, стало причиной безрадостного настоящего семьи Раневских.
Каково же их будущее? Есть ли у них шансы спасти имение и их любимый сад? Вряд ли: эти неприспособленные к жизни люди даже не знают, откуда берутся деньги.
Они, как в раннем детстве, надеются на ярославскую тетку, которая обещала прислать денег, на Лопахина, который, возможно, что-нибудь придумает, — на кого угодно, только не на себя. Ни Гаев, ни Раневская не отваживаются посмотреть в лицо реальной действительности. Предложение вырубить сад и сдать землю в аренду отвергается только потому, что «дачи это пошло».
Кому же Чехов предназначает роль спасителя семьи Раневских? Возможно, молодое поколение лишено недостатков старших?
Анне, дочери Любови Андреевны, семнадцать лет, и она хочет сделать мир лучше. Вместе с Петей Трофимовым девушка мечтает о времени, когда все будут счастливы. Вечный студент Петя умеет поддержать интеллектуальную беседу, его ум и эрудиция у всех вызывают восхищение.
Так почему же Варя, единственный практичный человек в доме, не одобряет дружбы с ним Ани? Мечты этого «облезлого барина», как дразнят Трофимова, основаны на счастье, к которому люди придут, отказавшись от имущества. Не причина ли этого в том, что сам он ничего и не заработал своим умом?
И Петя, и Аня мечтают о мире, где они не будут бесполезны, но их мечты остаются мечтами и ничего не могут изменить.
Может быть, Варя смогла бы помочь что-то сделать? Приемная дочь Раневской, она испытывает к ней любовь и благодарность и готова работать, чтобы она и Аня не голодали. Но разве ее сил хватит на то, чтобы спасти имение?
Варя не бросит Раневских, и, понимая это, на ней не желает жениться практичный купец Лопахин. Он хорошо относится к этим людям, но видит, что они всю жизнь будут только нахлебниками. Он пытается помочь им, но сразу же понимает бесполезность своих усилий.
И, в отличие от Вари, не собирается взваливать на свои плечи заботу о них.
По воле автора именно из-за практичности, деловой жилки Лопахина заветный сад станет его собственностью. А вместе с садом и будущее. Ермолай Алексеевич — единственный из героев пьесы, приспособленный к жизни в мире, описанном Чеховым — мире деловых отношений, где сад, как ни грустно, вырубят и отдадут под дачи. Возможно, автору и самому жаль сада, упомянутого в «Энциклопедическом словаре», но действительность такова, что в приближающемся будущем ему нет места, как и людям, подобным Раневским, Гаеву, Трофимову. Все они обречены остаться в прошлом, как и старик Фирс, очень символично забытый в покинутом доме.
Будущее России, которое представляется нам после прочтения «Вишневого сада», им не принадлежит.
В чем же причина успешности одних и неприспособленности других? Возможно, в том, что миг, данный каждому, чтобы остановиться и задуматься, каждый использует по-разному. И будущее не примет того, кто растратил это заветное мгновение попусту.
На тему: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ В КОМЕДИИ А. П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД»