На тему: РАННЯЯ ПОЭЗИЯ ЕГО ЗАГАДОЧНА

РАННЯЯ ПОЭЗИЯ ЕГО ЗАГАДОЧНА

Нет ничего удивительного в том, что ранняя поэзия С. Я. Мар­шака не исследовалась, ведь она не была собрана полностью. Публикуемые стихи позволяют восполнить этот пробел и вмес­те с тем дают почву для любопытных наблюдений над их стили­стикой. В частности, на мой взгляд, в них ощущается влияние той поэзии, которая позднее стала называться поэзией «сереб­ряного века».

Маршак начинал, не декларируя своей поэтичес­кой концепции, а лишь фиксируя чувство, впечатление.

Пожалуй, эти стихи просятся быть

названными импрессио­нистскими. Они несколько призрачны, и каждый пейзаж оставляет впечатление некоей таинственности. Наиболее харак­терны здесь образы «ночного видения», «сумрака лунного», «тумана», соответственно передающие «запоздалую тоску».

Как не вспомнить здесь начало акмеизма образы-символы не стали самоцелью в том или ином стихе, они замкнуты на кон­кретном чувстве, на мире переживаний, на человеке — тонком, чувствительном, с обостренной восприимчивостью. Эта лири­ка многоцветна; поражает обилие оттенков, тонов, полутонов, красочных мазков.

Неожиданные сочетания, уточняющие

цвета особо вырази­тельны в «Танце». Это орнаментальное, как говорили в стари­ну, стихотворение построено на красках и бликах, когда «од­ноцветное стало цветным». Мелькнет зеленое, желтое, золотое, лиловое, огнецветное; читатель попадает под эти чары и уже не помнит, Что здесь первично — сон, ковер, шатер, костер? Везде — «огневые цветы».

Подобное обилие эпитетов у поздне­го Маршака в таком виде не встречается. Их сменит прозрач­ность и проясненность, а главное, точность образов.

Но, пожалуй, нигде еще Маршак не был так самим собой, как при использовании сравнений и олицетворений. Природа у него живет и, главное, чувствует: шатер словно одушевлен; «скала как скованный тиран».

Позже Маршак, по наблюдению исследователей, писал уже менее предметно, как бы устраняясь от жизни и переходя к бо­лее абстрактной образности.




На тему: РАННЯЯ ПОЭЗИЯ ЕГО ЗАГАДОЧНА