На тему: Сатирические сказки Салтыкова-Щедрина

В годы реакции и ужесточения цензуры открыто писать о та­ких больных и опасных вопросах, как народ и самодержавие, произвол господствующих классов и т. д., было невозможно. Сал­тыков-Щедрин прибегает к жанру сказки. Сказка давала возмож­ность в аллегорической форме показать общественные отноше­ния, в образы животных воплотить социальные типы.

С народной сказкой произведения Салтыкова-Щедрина связаны использо­ванием некоторых фольклорных приемов и образов, но главная связь заключается в народном миропо­нимании социальных и этических

проблем.

Писатель воспроизвел в сказках картины жизни всех социаль­ных слоев — царей и вельмож, паразитирующих дворян, либе­ральной интеллигенции, бюрократических чиновников, трудо­вого народа. Важнейшим идейно-эстетическим принципом Сал­тыкова-Щедрина в сказках является столкновение антагонисти­ческих сил — самодержавия и народа, господ и тружеников. В сказ­ках нашли отражение различные течения общественной мысли, психология обывателя, нравственные вопросы.

Резкая сатира на самодержавие определяет смысл сказки «Медведь на воеводстве». Сколько бы правителей ни сменялось, суть их остается

одна: «Кровопролитиев… кровопролитиев…» Топтыгин I борется с вольномыслием тем, что «забрался ночью в типографию, станки разбил, шрифт смешал, а произведения ума человеческого в отхожую яму свалил»; Топтыгин II хотел подобный же «подвиг» совершить, но ни типографий, ни уни­верситетов или академий, «дабы их спалить», в Лесу не было. На притеснения народ ответил рогатиной…

Та же участь ожидала и Топтыгина III. Сказка была написана через некоторое время после убийства Александра II, и политический смысл ее был совер­шенно понятен. Сейчас, когда исторические реалии отошли на второй план, идея сказки прочитывается как призыв к борьбе против угнетения и самодурства правительства.

Псевдозабота самодержавия о развитии культуры, науки, искусства показана в сказке «Орел-меценат». Хищный орел на­чал покровительство науке и искусству с того, что для ворон установил новый налог — просветительский. Затем разорвал своих учителей сову и сокола, упрятал в клетку соловья за то, что в нем «искусство в холопских рамках усидеть не могло и беспре­станно на волю выпирало», «слишком умного» дятла навечно в дупло заточил. «Просветительские» подвиги орла знаменуются разгромом академии и изготовлением из азбуки игральных карт.

Вывод, сделанный писателем в сказке: «Просвещение для орлов вредно» и «Орлы для просвещения вредны».

В сказке «Богатырь» царизм оказывается мнимым богатырем, который тысячу лет проспал, не печалясь, что «земля кругом стоном стонет». Иванушка, олицетворяющий народ, одним уда­ром перешиб дупло, где спал богатырь, «смотрит, ан у Богаты­ря гадюки туловище вплоть до самой шеи отъели». Салтыков — Щедрин с презрением говорит о самодержавии как о трупе.

Одним из главных объектов сатирического осмеяния писате­ля являются представители господствующих классов — помещи­ки, генералы, купцы, все те, кто угнетал русский народ, разо­рял его, пользовался плодами его труда. Но направляя острие сатиры против угнетателей, Салтыков-Щедрин с горькой иро­нией изображал рабскую покорность крестьянства, его безропот­ность и пассивность.

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокор­мил» в образах генералов предельно гиперболизированы глупость, невежество, неспособность прокормить себя, когда вокруг «ряб­чики свищут, тетерева токуют, зайцы бегают». Привыкшие к паразитической жизни, они совершенно не приспособлены даже к элементарному труду, который мужик делает играючи. Писа­тель подчеркивает смекалистость мужика, сказочное умение что суп в пригоршне сварить, что корабль построить.

Однако Салтыкова-Щедрина не могут не возмущать рабская покорность и отсутствие чувства собственного достоинства у мужика. Сорвав на дереве яблоки, он генералам отдает по десят­ку хороших, а себе берет одно, да и то кислое. Горький смысл, почти метафорический, заключен в Том, что мужик сам свил веревку, чтобы генералы могли его привязать.

Вряд ли можно найти более яркое изображение народной покорности.

Трагична по своему пафосу сказка «Коняга». В образе Коняги предстает подневольный народ-труженик. Писатель рисует кар­тину каторжного труда, который обрекает Конягу на страда­ния, отбирает последние силы и радости жизни.

С презрением относится сатирик к Пустоплясам, которые живут трудом Коняги. Один из них объясняет живучесть Коняги покорностью и смирением, отражая мысли либералов; другой в духе славянофилов считает, что в Коняге дух жизни заключен. Каждый из Пустоплясов кроме того, что использует плоды тру­да Коняги, еще и спекулирует на нем идейно.

Немало сказок Салтыкова-Щедрина посвящено разоблачению психологии интеллигенции и обывателей, запуганных в годы политической реакции. Нарицательным стали образы карася-идеалиста, премудрого пескаря, вяленой воблы.

В «Премудром пескаре» изображается постыдное, жалкое су­ществование тех, кто забыл о гражданском долге перед наро­дом, забился в свою нору, кем владеет только инстинкт самосо­хранения. Бесполезная жизнь «просвещенного, умеренно-либе­рального» обывателя наполнена страхом. Он «жил — дрожал, и умирал — дрожал».

В обращении к читателю сатирик обличал бездействие и трусость обезумевших от страха пескарей.

По-своему трагична участь карася-идеалиста. Он искренне выступает за социальное равенство, выра­жая общественные идеалы передовой интеллигенции, но карась хочет достигнуть социальной гармонии моральным перевоспи­танием хищников. Хищников же не трогают призывы к велико­душию, совести. На щуку идеи «бескровного преуспевания» не действуют, она просто проглатывает карася.

Суть трагедии кара­ся — в незнании истинных путей к социальному равенству, уто­пичность его взглядов.

Салтыков-Щедрин в своих сказках создал аллегорическую картину общества, представил сложные процессы, происходив­шие в духовной жизни его. Сказки писателя — это политические сатиры, имеющие конкретный адресат — самодержавный строй.




На тему: Сатирические сказки Салтыкова-Щедрина