На тему: Сатирические сказки Салтыкова-Щедрина
В годы реакции и ужесточения цензуры открыто писать о таких больных и опасных вопросах, как народ и самодержавие, произвол господствующих классов и т. д., было невозможно. Салтыков-Щедрин прибегает к жанру сказки. Сказка давала возможность в аллегорической форме показать общественные отношения, в образы животных воплотить социальные типы.
С народной сказкой произведения Салтыкова-Щедрина связаны использованием некоторых фольклорных приемов и образов, но главная связь заключается в народном миропонимании социальных и этических
Писатель воспроизвел в сказках картины жизни всех социальных слоев — царей и вельмож, паразитирующих дворян, либеральной интеллигенции, бюрократических чиновников, трудового народа. Важнейшим идейно-эстетическим принципом Салтыкова-Щедрина в сказках является столкновение антагонистических сил — самодержавия и народа, господ и тружеников. В сказках нашли отражение различные течения общественной мысли, психология обывателя, нравственные вопросы.
Резкая сатира на самодержавие определяет смысл сказки «Медведь на воеводстве». Сколько бы правителей ни сменялось, суть их остается
Та же участь ожидала и Топтыгина III. Сказка была написана через некоторое время после убийства Александра II, и политический смысл ее был совершенно понятен. Сейчас, когда исторические реалии отошли на второй план, идея сказки прочитывается как призыв к борьбе против угнетения и самодурства правительства.
Псевдозабота самодержавия о развитии культуры, науки, искусства показана в сказке «Орел-меценат». Хищный орел начал покровительство науке и искусству с того, что для ворон установил новый налог — просветительский. Затем разорвал своих учителей сову и сокола, упрятал в клетку соловья за то, что в нем «искусство в холопских рамках усидеть не могло и беспрестанно на волю выпирало», «слишком умного» дятла навечно в дупло заточил. «Просветительские» подвиги орла знаменуются разгромом академии и изготовлением из азбуки игральных карт.
Вывод, сделанный писателем в сказке: «Просвещение для орлов вредно» и «Орлы для просвещения вредны».
В сказке «Богатырь» царизм оказывается мнимым богатырем, который тысячу лет проспал, не печалясь, что «земля кругом стоном стонет». Иванушка, олицетворяющий народ, одним ударом перешиб дупло, где спал богатырь, «смотрит, ан у Богатыря гадюки туловище вплоть до самой шеи отъели». Салтыков — Щедрин с презрением говорит о самодержавии как о трупе.
Одним из главных объектов сатирического осмеяния писателя являются представители господствующих классов — помещики, генералы, купцы, все те, кто угнетал русский народ, разорял его, пользовался плодами его труда. Но направляя острие сатиры против угнетателей, Салтыков-Щедрин с горькой иронией изображал рабскую покорность крестьянства, его безропотность и пассивность.
В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» в образах генералов предельно гиперболизированы глупость, невежество, неспособность прокормить себя, когда вокруг «рябчики свищут, тетерева токуют, зайцы бегают». Привыкшие к паразитической жизни, они совершенно не приспособлены даже к элементарному труду, который мужик делает играючи. Писатель подчеркивает смекалистость мужика, сказочное умение что суп в пригоршне сварить, что корабль построить.
Однако Салтыкова-Щедрина не могут не возмущать рабская покорность и отсутствие чувства собственного достоинства у мужика. Сорвав на дереве яблоки, он генералам отдает по десятку хороших, а себе берет одно, да и то кислое. Горький смысл, почти метафорический, заключен в Том, что мужик сам свил веревку, чтобы генералы могли его привязать.
Вряд ли можно найти более яркое изображение народной покорности.
Трагична по своему пафосу сказка «Коняга». В образе Коняги предстает подневольный народ-труженик. Писатель рисует картину каторжного труда, который обрекает Конягу на страдания, отбирает последние силы и радости жизни.
С презрением относится сатирик к Пустоплясам, которые живут трудом Коняги. Один из них объясняет живучесть Коняги покорностью и смирением, отражая мысли либералов; другой в духе славянофилов считает, что в Коняге дух жизни заключен. Каждый из Пустоплясов кроме того, что использует плоды труда Коняги, еще и спекулирует на нем идейно.
Немало сказок Салтыкова-Щедрина посвящено разоблачению психологии интеллигенции и обывателей, запуганных в годы политической реакции. Нарицательным стали образы карася-идеалиста, премудрого пескаря, вяленой воблы.
В «Премудром пескаре» изображается постыдное, жалкое существование тех, кто забыл о гражданском долге перед народом, забился в свою нору, кем владеет только инстинкт самосохранения. Бесполезная жизнь «просвещенного, умеренно-либерального» обывателя наполнена страхом. Он «жил — дрожал, и умирал — дрожал».
В обращении к читателю сатирик обличал бездействие и трусость обезумевших от страха пескарей.
По-своему трагична участь карася-идеалиста. Он искренне выступает за социальное равенство, выражая общественные идеалы передовой интеллигенции, но карась хочет достигнуть социальной гармонии моральным перевоспитанием хищников. Хищников же не трогают призывы к великодушию, совести. На щуку идеи «бескровного преуспевания» не действуют, она просто проглатывает карася.
Суть трагедии карася — в незнании истинных путей к социальному равенству, утопичность его взглядов.
Салтыков-Щедрин в своих сказках создал аллегорическую картину общества, представил сложные процессы, происходившие в духовной жизни его. Сказки писателя — это политические сатиры, имеющие конкретный адресат — самодержавный строй.
На тему: Сатирические сказки Салтыкова-Щедрина