На тему: Символика образа вьюги в поэме Блока «Двенадцать»

Одно из самых напряженных и загадочных произведе­ний Блока — поэма «Двенадцать» — имеет выразитель­ную символику. Образ вьюги, ветра «пронизывает» все произведение. Он появляется в первых строках поэмы:

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер —

На всем божьем свете!

И дальше мы видим тот же образ:

Разыгралась чтой-то вьюга,

Ой, вьюга, ой, вьюга!

Не видать совсем друг друга

За четыре за шага!

И в самом финале в «переулочках глухих» «одна пы­лит

пурга» и «за вьюгой невидим» легко ступает Христос.

Этот символ суровой, холодной, сбивающей с ног, не прекращающейся вьюги — не случаен. Не нужно знать глубинные значения символов и архетипов, чтобы по­чувствовать: этот образ несет угрозу, создает ощущение нестабильности, страха перед чем-то масштабным и неос­тановимым, как бушующая снежная стихия.

Такой нарисовал Александр Блок революцию. Даже не просто какой-нибудь «ветер перемен», а настоящий буран, злой и колючий, выметает улицы замершего го­рода, по которому шагает патруль. Так чувствовал поэт настроение общества.

И с помощью образа

вьюги создал мрачную картину революционной России.

Безусловно, ветер — это символ движения, перемен; но в блоковскои поэме этот символ возведен в степень вьюги: да, движение — стремительное, но хаотичное; да, перемены — грандиозные, но угрожающие. Образ неуп­равляемой стихии наталкивает на мысль о поднявшейся силе, могучей, бунтующей, недоброй, о грядущих разру­шениях и катастрофах. Ветер веселый И зол, и рад.

Крутит подолы. Прохожих косит…

Этот образ как нельзя более точно дополняют две­надцать апостолов-патрульных, которые сами веселы и злы, «В зубах — цыгарка, примят картуз,//На спину б надо бубновый туз!», и которые сами не прочь «косить» прохожих — стрелять по любому поводу. Разбойный ве­тер так похож на настроение Двенадцати:

Запирайте етажи,

Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба —

Гуляет нынче голытьба!

«Ветер на всем божьем свете» говорит о масштабности социальных потрясений, свидетелем которых стал поэт. Нет ощущения, что эта вьюга скоро утихнет, все обра­зуется. До самых последних строк поэмы она продолжа­ет бушевать.

И как контрастирует с этим неспокойным, злым, ледяным ветром образ Христа в финале произве­дения. «Нежной поступью надвьюжной… В белом вен­чике из роз» он ступает впереди патрульных, недосягаем для их пуль и для разрушительного ветра, — светлый, нерушимый, вечный, как спасительный маяк, который упорно не желают видеть ослепленные вьюгой революци­онеры.

Александр Блок блестяще владеет символами, подби­рая их так, чтобы смысл произведения воспринимался не столько через слова, сколько подсознательно, на уровне чувств. Поэтому выбранный им сквозной образ вьюги на­иболее полно отобразил беспокойную, враждебную дейс­твительность революционных времен.




На тему: Символика образа вьюги в поэме Блока «Двенадцать»