На тему: Смысл и истоки теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

В романе «Преступление и наказание» Достоевский продол­жил тему униженных и оскорбленных, соотнеся ее с темой бун­та человека, не желающего быть «тварью дрожащей». В центре произведения история преступления студента Родиона Раскольникова, убившего старуху-ростовщицу. Почему умный, честный молодой человек совершает это преступление?

Раскольников беден, бедна его семья. Он видит жертвенность сестры, готовой идти замуж за нелюбимого, но богатого Лужи­на, чтобы помочь брату. С состраданием он наблюдает нищен­скую трагическую жизнь

семьи Мармеладовых. В тесных, затх­лых квартирах и подвалах Петербурга мучаются задавленные бо­лезнями, нищетой, несправедливостью «бедные люди». Страш­ная картина социального неравенства заставляет героя искать причины его, размышлять, анализировать.

Раскольников пыта­ется найти выход. Но собственная бедность, желание помочь своим ближним — не главные причины совершенного преступ­ления. Сам герой признается: «…

Если б только я зарезал из того, что голоден был… то я бы теперь… счастлив был».

Раскольников делит всех людей на две категории: одни могут лишь покорно следовать сложившемуся

порядку — их большин­ство; другие способны нарушать установленные законы и при­знанные нормы морали, становиться владыками судьбы, не ос­танавливаясь перед преступлениями, — это «избранные», «необыкновенные» люди, среди них величайший — Наполеон. В этих индивидуалистических идейных построениях Раскольников хочет найти свое место. Он одержим идеей на практике прове­рить, «тварь ли я дрожащая или право имею…» Он должен дока­зать, что законы морали существуют для других, ему же дано право преступать их. Убийство старухи — не импульсивное движе­ние, а продуманный шаг. Раскольников рассматривает его как эксперимент, как моральное испытание.

Он понимает, что со­вершает зло, но он сознательно преступает свою натуру. «Имею ли право?» — этот вопрос волнует Раскольникова больше стару­хиных денег.

Достоевский выделяет в преступлении Раскольникова преж­де всего факт нарушения нравственных законов, а не юридиче­ских. Бунт героя против бесчеловечности сам бесчеловечен. Рас­кольников переживает мучительный кризис. «Я не старуху убил, я себя убил», — говорит он Соне Мармеладовой.

Раскольников считал, что за свои действия он ответствен только перед собой, а суд людей, их мнение для него не важны, но оказалось, что «разомкнутость и разъединенность с челове­чеством» очень тяжелы и мучительны.

В развенчании идеи сверхчеловека, преступающего нравст­венные законы, большое значение имеют другие персонажи, особенно «двойники» Раскольникова.

С некоторым изумлением и с отвращением Раскольников уз­нает себя в Лужине — расчетливом и бессердечном дельце. Лу­жин все свои действия оправдывает политической экономией, которая отбрасывает мораль, а на ее место ставит голый расчет.

Согласно рассуждениям Лужина, человек должен заботиться о «личном интересе», и только. «Экономическая» мораль Лужина приводит к мысли, что «людей резать можно». Это низменный вариант принципа Раскольникова «все дозволено».

Другим «двойником» Раскольникова является Свидригайлов, аморалист и циник, потерявший различие между добром и злом. В восприятии Свидригайлова идеи Раскольникова выглядят по­шлыми и банальными. Презрение к нравственным нормам, рас­пущенность ведут к нравственной опустошенности и в конеч­ном счете к оправданию преступления.

Раскольникову невыно­сима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидригайлова, что она «как все».

Можно сказать, что многие персонажи романа — это овеще­ствленные проекции души Раскольникова: каждый, вплоть до забитой насмерть лошади из сна Раскольникова, несет в себе частичку его личности. Они все — осколки души героя, которые он не может собрать воедино. И это будет происходить до тех пор, пока Раскольников не вынесет сам себе приговор.

Сюжет «Преступления и наказания» проходит через две куль­минации. Первая точка — преступление, вторая — наказание. Раскольников должен пройти оба состояния, чтобы обрести цельность. Путь от преступления к наказанию намеренно затя­нут. Каждый из окружающих знает о преступлении Раскольни­кова.

Но ни один не может решить дело наказания. И все длится собственный суд.

Достоевский не показывает нравственного возрождения ге­роя, так как его целью было развенчать идею о праве сильного на преступление, идею «сверхчеловека».




На тему: Смысл и истоки теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание»