На тему: Судьба народная в исторических романах Д. Балашова

Для Д. Балашова бытие народа, судьба народная — тот высший ценностный критерий, исходя из которого судит он деяния князей того далекого времени и на основании которого строит свою историософскую концепцию, опирающуюся не только на опыт «седой» истории, но и на уроки недавнего прошлого. История в романах Д. Балашова — это результат усилий людей и одновременно воплощение Высшего Промысла. В историософских отступлениях автор стремится дать метаисторическое видение национального бытия, а в сюжетном повествовании рисует картины военной,

политической, духовной жизни России XIII — XIV вв., в сотворении которой участвует весь народ — от князя до простого дружинника. Подобный подход сближает творчество Д. Балашова с художественно-историческим опытом А. Солженицына, автора эпопеи «Красное колесо». Понимание того, что от истинности постижения прошлого зависят будущие судьбы России, определяет невиданную еще в исторической прозе озабоченность художников точностью в передаче не только общего духа истории, но и мельчайших деталей ушедшей эпохи.

Д. Балашов, подобно А. Солженицыну, в своих произведениях выступает одновременно и как художник,

и как историк, и как моралист.

Светом истинной поэзии освещены в романах ученого-фольклориста картины мирной крестьянской жизни, ее исстари заведенного порядка, «лада». По мнению писателя, это тот золотой запас, который позволяет народу сохранить свое единство в потоке истории. «Ибо что иное, кроме веры, обрядов, отчих заветов родимой старины, способно совокупить и удержать народ в быстротекущем потоке времени?» — вопрошает повествователь в романе «Бремя власти». При этом в романах Д. Балашова нет идеализации патриархальной старины.

Разорение русской земли в результате татарских набегов и княжеских усобиц, грабежи, пожары, гибель тысяч людей — такой предстает народная жизнь в цикле балашовских повествований. Особое значение придается писателем ответственности человека, облеченного мирской и духовной властью, перед «землей» — современниками и потомками. В романе «Святая Русь» Сергий Радонежский высказывает мысли, крайне важные для понимания авторской позиции: «Лестница власти безразлично, мирской или духовной, должна быть особенно прочной в самой верхней, завершающей ступени своей.

Недостойный князь и — паче того — недостойный пастырь духовный могут обрушить, заколебав, все здание государственности».

Обращаясь к истории русского средневековья, Д. Балашов восполняет серьезный пробел в научной истории Отечества. В цикле его романов не пропущено ни одно из значительных военных, политических, идеологических событий описываемого времени. Среди героев обширного повествования представлены все исторические лица, так или иначе запечатленные в источниках: особенно подробно освещены деяния великих князей: Даниила Александровича, Юрия Даниловича, Ивана Калиты, Семена Ивановича, Ивана Ивановича Красного, Дмитрия Ивановича, впоследствии Донского. Многие из них так и остаются загадкой для ученых. Энциклопедичность романов Д. Балашова поразительна даже для автора собственно исторической прозы, ориентированной на познавательные интересы читателей.

Образ Ивана Калиты — один из самых сложных и значимых в серии балашовских романов. Писательское отношение к герою определяется той ролью, которую сыграл он в судьбе Отечества. Главное дело жизни Ивана Даниловича — многолетний подвижнический труд по собиранию Русской земли — оценивается Д. Балашовым как подвиг во имя грядущего. Проблема власти в ее различных аспектах: военно-политическом, идеологическом, идейно-нравственном, философском — является центральной для всех романов серии «Государи московские».

В каждом произведении художник оттеняет разные грани общей темы.

Герои Д. Балашова — и реальные, и вымышленные — отмечены общей чертой, чрезвычайно важной для автора, — заботой о грядущих судьбах России, чувством нравственной ответственности перед будущим. Те же из них, для кого собственный «зажиток» или «похоть власти» выше судеб родной земли, платят за это одиночеством при жизни и забвением после смерти. Писатель предлагает читателю взять на себя горестный опыт страданий, боли, отчаяния наших предков — ту ношу, без которой человек становится Иваном, не помнящим родства.

Падения и взлеты человеческого духа, которыми богата наша история, должны войти, по мнению писателя, в сознание современного человека в совокупности, сцеплении всех подробностей, составляющих минувшее. Тем самым восприятие современности многократно расширяется за счет знания былого и извлечения нравственно-философских уроков из многовековой драмы национальной истории.




На тему: Судьба народная в исторических романах Д. Балашова