На тему: СУДЬБА РОССИИ В ТВОРЧЕСТВЕ АННЫ АХМАТОВОЙ

Русские поэты и писатели никогда не были равно­душными к судьбе своей родины, особенно в ее пере­ломные моменты. Анна Андреевна Ахматова не была исключением. В сложное время социальных потрясе­ний, революций, войн Россия оставалась для нее ис­точником вдохновения, становясь еще дороже. Если и встречаются в лирике Ахматовой светлые стихи, то это почти всегда стихи о родине.

Родина в ее по­эзии — понятие священное, а любовь к родине — не предмет анализа и размышлений, но нечто само собой разумеющееся, без чего, как без воздуха, невозможно

существование человека.

Свою судьбу Ахматова навсегда связала с судьбой родной земли. Еще в начале своего пути она определи­ла для себя главное — быть вместе с отчизной на всех ее путях и перепутьях. Для нее однозначно: «будет Родина — будет жизнь, дети, стихи, нет Родины — нет ничего».

И потому, когда после революции пришла по­ра выбирать, она не колебалась: осталась с родной страной, с народом, объявив об этом решительно, гром­ко. Ахматова знала, что только в России может она творить, что именно в России нужна ее поэзия:

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь

свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда».

Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.

В стихотворении «Не с теми я, кто бросил землю…» нашли отражение истинный патриотизм и мужество поэтессы, считающей позором оставить страну в труд­ное время. Она отметает возможность покинуть Роди­ну в тяжелый час как недостойный шаг, как преда­тельство:

Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам,

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Покинувшие страну вызывают жалость, какую вы­зывают тяжело больные люди, они «изгнанники», ли­шенные родины, а значит, и счастья. Их дороги темны, а «чужой хлеб» пахнет полынью. Сама же Ахматова горда тем, что «ни единого удара не отклонила от себя» и всегда была со своим народом.

Тема родной земли, России уже в годы первой ми­ровой войны вошла в поэзию Ахматовой острым, зве­нящим звуком и оказалась настолько органичной, что осталась в ней навсегда, достигнув апогея в период всенародной борьбы с фашизмом. В годы первой миро­вой войны тема Родины трактуется поэтессой в анти­военном, пацифистском плане. Так, в стихотворении «Молитва» Ахматова говорит о том, что она готова на любые жертвы, готова принять «горькие годы недуга», лишиться и детей, и друзей, и своего таланта ради то­го, «чтобы туча над темной Россией стала облаком в славе лучей».

Империалистическая война восприни­мается как народное бедствие: люди голодают, деревни и города разграблены.

Над ребятами стонут солдатки,

Вдовий плач по деревне звенит…

Видя все невзгоды и никому не нужные, напрасные смерти русских людей, поэтесса приходит к пессимис­тическому выводу: «Любит, любит кровушку русская земля». Лирика Ахматовой меняет свою тональность, приобретает яркое гражданское звучание, становится трагедийной. Но трагичной была и сама судьба Анны Ахматовой.

Тридцатые годы, отмеченные жестокими беззакониями, арестами и казнями, вошли в жизнь по­этессы огромной бедой. Муж Ахматовой был расстре­лян, а сын — арестован, приговорен к расстрелу, но потом сослан. И тогда творчество оказалось единствен­ным спасением и утешением для несчастной женщины. Вторая мировая война обрушилась на Россию очеред­ным тяжелым испытанием.

Чтобы поддержать силу духа своего народа Ахматова пишет такие стихотворе­ния, как «Клятва», «Мужество». С самого начала вой­ны поэтесса верила в победу русских, потому что зна­ла, что «нас покориться ничто не заставит». Эта война застала Ахматову в Ленинграде и вынудила ее уехать в Москву. Но подвиг ленинградцев, не сдавших свой город врагу, запечатлен во многих ее стихах:

И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами — Живые с мертвыми: для славы мертвых нет.

Приближающуюся победу Ахматова называет желанной гостьей. Ее стихи этого периода прони­заны надеждой на детей, «спасенных от тысячи ты­сяч смертей», и уверенностью, что это новое поколе­ние не допустит повторения таких безумных и жес­токих дней.

Анна Ахматова была искренним выразителем бед и несчастий своего времени. Она была далека от по­нимания социальной роли поэзии, считая, что пишет для всего народа, а не для отдельной его части. Жизнь отражалась в ее творчестве, а творчество бы­ло ее жизнью.




На тему: СУДЬБА РОССИИ В ТВОРЧЕСТВЕ АННЫ АХМАТОВОЙ