На тему: СУДЬБА ЖЕНЩИНЫ В ПОЭМЕ Н. А НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО». Часть 2

Когда другому сыну Матрены Корчагиной — Федо­ту — исполнилось восемь лет, он был отправлен в подпа­ски. С ним случилась история, рассказанная губернатор­шей и являющаяся как бы отражением ее собственной нелегкой доли. Волчица утащила из стада овцу.

Федот гнался за зверем, настиг хищницу и даже отобрал у нее добычу — волчица была едва жива и очень измучена. А где-то ее ждали маленькие волчата. Она даже не смог­ла постоять за себя перед восьмилетним мальчуганом, отнявшим добычу.

Пожалев несчастную волчицу, маль­чишка бросил ей

овцу, уже мертвую.

Матрена и волчица — это две очень похожие судь­бы. Женщина тоже была вынуждена работать до изне­можения, чтобы прокормить детей. А волчица, подобно Матрене, знала, что такое настоящая безысходность.

В голодный год суровая чужая семья придумала для Матрены новую провинность, увидев в ней якобы причину бедствия:

Да тут еще свекровушка Приметой прислужилася,

Соседкам наплела,

Что я беду накликала,

А чем? Рубаху чистую Надела в Рождество.

Народная примета действительно сулила неурожай за смехотворную провинность. А виновникам, которые якобы были замечены в подобном

действии, нужно было поберечься — голодные люди, ослепленные собствен­ным несчастьем, способны были запросто убить несчаст­ного, накликавшего беду. У Матрены, по счастью, на­шелся муж — заступник, и благодаря ему она избежала незавидной участи, которой, вполне вероятно, добива­лась для нелюбимой невестки болтливая свекровь.

К моменту, когда глава, посвященная жизни Мат­рены Корчагиной, подходит к своей кульминации, чи­татель уже не раз и не два успевает ужаснуться бе­дам, выпавшим на долю крестьянки, посочувствовать ей, а заодно и восхититься ее стойкостью. Матрена живет вопреки всему. Она напоминает гибкий трост­ник, который не в состоянии сломать даже самый сильный ураган. Она переносит и издевательства не­родной семьи, и смерть Демушки, и приставания уп­равляющего, который изо всех сил пытался восполь­зоваться отсутствием ее мужа.

До поры, до времени Матрена кажется не только образцом стойкости, но и обладательницей безграничного терпения впере­межку с почти полной безропотностью, во всяком слу­чае по отношению к родне мужа. Лишь один раз она встает поперек их воли — когда свекор пытается за­претить ей проводить все время на могиле недавно похороненного Демушки:

Надумал свекор-батюшка Вожжами поучить,

Так я ему ответила:

«Убей!» Я в ноги кланялась:

«Убей! один конец!»

Повесил вожжи батюшка.

Даже здесь протест Матрены выражался пассивно.

Однако пришла та беда, которая заставила Матре­ну показать, что она способна не только смиренно сно­сить удары судьбы, но и при необходимости постоять за себя. Именно эта беда и есть кульминация долгого рассказа Матрены Тимофеевны.

Подоспела очередная рекрутчина. Снова кому-то из мужчин надо было отправляться на двадцать пять лет тянуть лямку беспросветной армейской службы. Люди, уходившие в солдаты, никогда не возвращались здоровыми, а часто — и попросту не возвращались. Солдатчина была самым настоящим наказанием. Очень часто помещики, желавшие избавиться от крепостного, тем или иным образом им неугодившего, просто отда­вали его под ружье.

Семьи рекрутов спокойно могли надевать траур по своим потерянным мужчинам.

Мужа Матрены, Филиппа, ожидала именно эта участь. Причем забирали его не по закону. Из каждой семьи в солдаты могли отправить только одного чело­века И от семьи Корчагиных этот человек уже был взят на службу — младший брат Филиппа. Просто ни­кто не удосужился проверить списки и убедиться, что это действительно так.

Скорее всего, кто-то дал чинов­никам взятку, и пришлось, выгораживая одного чело­века, губить другого.

Матрена стала солдаткой. Фактически это было значительно хуже, чем овдоветь. Вдова, по крайней мере, могла выйти замуж вторично, а вот женщине, у которой мужа взяли в солдаты, оставалось только одно — ждать.

Теперь, в отсутствие Филиппа, его семья стала еще хуже относиться к Матрене и ее детям. Они оконча­тельно стали лишними, а значит — еще больше было попреков и обид. Утратив мужа, женщина лишилась и права на имущество, оставалась ни с чем:

Теперь одно богачество:

Три озера наплакано Горючих слез, засеяно Три полосы бедой!

Дети Матрены вынуждены теперь заниматься тем, чего в свое время избежала она сама. Мать посылает их просить милостыню, чтобы иметь возможность прокор­миться. Потому что дома Матрену попрекают тем, что она якобы мало работает и что ест лишний кусок.

Солдатка вообще мало что могла себе позволить. Сто­ило ей хоть немного приодеться, как злые языки готовы были перемыть ей косточки, обвинить во всех смертных грехах. И Матрене также пришлось это вынести.

Однажды зимой Матрена становится свидетельницей того, как ее Филиппа наказывают, прогоняя сквозь строй. Это и стало последней каплей, заставившей женщину от­крыто бороться со своей безрадостной судьбой.

Последней надеждой Матрены Тимофеевны стано­вится губернатор, у которого женщина рассчитывает отыскать-таки свою правду. Зимней ночью она убегает из дому и даже не идет, а бежит в город, чтобы доби­ваться заступничества.

Добраться до губернатора оказывается далеко не так просто, потому что есть у него и часовые, и швей­цары, а кто станет слушать крестьянку? Вдобавок на каждом человеческом горе кому-то оказывается очень впору погреть руки. Тот же самый швейцар Макар Федосеевич не упускает возможности заработать на Матрене пару целковых — очень немалую для про­стых людей сумму.

Швейцар так и не помог беременной Матрене, но она сама улучила момент и бросилась в ноги губерна­торше. И та действительно помогает ей, причем не только спасти мужа. От нервного перенапряжения и усталости Матрена разродилась прямо во дворце.

Губернаторша, представительница высшего света, ока­залась куда ласковее с крестьянкой, чем те, кто были гораздо ближе Матрене по статусу.

Нелегкая судьба была написана на роду каждой женщине из простонародья. И это мнение целиком разделял Некрасов. Недаром, завершая свой рассказ, губернаторша говорит с высоты своего огромного жи­тейского опыта, что даже самим Господом Богом дав­ным-давно утеряны ключи от женского счастья.




На тему: СУДЬБА ЖЕНЩИНЫ В ПОЭМЕ Н. А НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО». Часть 2