На тему: СВОБОДА И ИЗГНАНИЕ В ДУШЕ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА

Понятие «свобода», как мне представляется, существует с тех самых пор, как человек осознал себя человеком. Это слово есть во всех языках мира. Но что значит «свобода»? Что значит «быть свободным»? Похоже, об этом человек тоже размышляет со времен седой древности.

И еще в античности он пришел к выводу: «Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам».

Но разве так мы представляем себе свободу? Я имею в виду себя и своих сверстников. Мне, например, все время казалось, что свобода — это когда делаешь, что хочешь, ходишь,

куда хочешь, говоришь, о чем думаешь, ложишь­ся спать, когда захочешь… А тут вдруг оказывается, что античный человек понимал свободу как подчинение зако­нам.

Мало того, точно так же воспринимали свободу и в другие эпохи. Например, французский писатель Вольтер: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от зако­нов». Или гениальный Достоевский: «Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой».

Пример­но о том же говорит и Н. Рерих: «Сознательная дисципли­на, — разве это не есть истинная свобода?».

Подобных изречений существует превеликое множество. И произносили их великие

люди, знавшие настоящий смысл свободы, многое повидавшие и пережившие в своей жиз­ни. А ведь мне все время казалось, что смысл свободы в том и заключается, чтобы не сдерживаться — ни в по­ступках, ни в проявлении эмоций, ни в утолении желаний. Теперь же, на пороге самостоятельной взрослой жизни, я хочу понять и сам найти ответ на вопрос: «Что такое настоящая свобода?».

Известные русские писатели, фило­софы и мыслители неустанно повторяют, что к числу глав­ных черт в характере русского народа относится безгра­ничная любовь к свободе. Высшим проявлением этой свобо­ды является свобода духа. Классические примеры искания личной свободы дает нам великая русская литература.

На­пример, в произведениях Ф. Достоевского герой с ярко выраженной индивидуальностью часто вступает в конф­ликт с внешним миром и его условиями, совершает пре­ступление в своем поиске более высоких правил поведе­ния и имеющих более глубокое основание. Такими героя­ми, дерзко и категорично подвергающими испытанию цен­ности и нормы поведения, являются и Раскольников, и Иван Карамазов, и Ставрогин.

Русский философ Н. Лосский писал, что свобода духа, «искание совершенного добра и испытание ценностей» при­водили в истории России к тому, что русский народ не выработал строгих, «вошедших в плоть и кровь форм жиз­ни». Поэтому в русской жизни укоренились разные, порой и противоположные способы поведения. Другой русский мыслитель — славянофил К. Аксаков делал вывод, что свободолюбие русского народа выражается в обществен­ной жизни склонностью к анархии, «в отталкивании от государства». Он говорил, что «русский народ резко отли­чает «землю» и «государство». «Земля» есть община; она живет согласно внутренней, нравственной правде, она предпочитает путь мира, согласный с учением Христа. Воплощение именно этой идеи мы видим в романе Л. Тол­стого «Война и мир», где главное — мысль о народном характере войны с Наполеоном.

Отсюда и образ «дубины народной войны», и слова, услышанные Пьером Безухо­вым накануне Бородинской битвы от раненого солдата: «Всем народом навалиться хотят». То есть — всей громад­ной русской общиной.

Неосуществленная свобода духа приводит русского человека к душевному изгнанию. В одном из своих писем в 1824 году Пушкин писал: «Я устал подчиняться хорошему или дурному пищеварению того или другого начальника; мне надоело видеть, что на моей родине обращаются со мною менее уважительно, нежели с любым английским балбесом, приезжающим предъявлять нам свою пошлость, неразборчивость и свое бормотание».

Отказ от служения и угождения власти, нежелание склонять голову перед сильными мира сего приводит рус­ского человека к возвращению в природу — русскому бунту:

Когда б оставили меня На воле, как бы резво я Пустился в темный лес!

Я пел бы в пламенном бреду,

Я забывался бы в чаду Нестройных, чудных грез.

И силен, волен был бы я,

Как вихорь, роющий поля,

Ломающий леса.

Так Пушкин выразил русскую жажду стихийной сво­боды и тяготение к хаосу, из которого вышел дух русско­го человека и в который он должен вернуться. Вот почему он ощущает себя вечным узником в клетке, с завистью и восхищением смотрящим на товарища, вскормленного на воле молодого орла.

Наглядными примерами стремления русского человека к свободе духа можно считать широко распространенный обычай ухода в скиты среди русского монашества, а так­же возникновение казачества. И не зря именно в России появились видные теоретики анархизма — Бакунин, Кропоткин, Толстой.

Примеры из классической русской литературы, исто­рии и философской мысли неопровержимо доказывают и убеждают меня в том, что личная свобода для человека в России все-таки достижима. Главное, чтобы мы владели собой и зависели только от законов.




На тему: СВОБОДА И ИЗГНАНИЕ В ДУШЕ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА