На тему: ТЕМА ЛЮБВИ В ТРАГЕДИИ «ФАУСТ»
Создавая трагедию «Фауст», Гете стремился всесторонне раскрыть человеческую душу, ее стремления, мечты, идеалы, чувства. Основой сюжета произведения является спор Господа и Мефистофеля о предназначении и величии человека. Высоки или низменны его стремления и чувства, что составляет главную цель человеческого существования, готов ли он пожертвовать своими земными радостями и удовольствиями во имя постижения истины?
Раскрытию этих вопросов, поиску ответов на них подчинена вся структура, композиция трагедии Гете, весь образный
Мы видим, как в душе главного героя возникает сильное чувство к Маргарите. Он желает добиться ее любви и, кажется, готов пойти на все что угодно ради достижения своей цели. Это, конечно же, на руку Мефистофелю, который как раз и хочет доказать, что ради своего удовольствия человек готов продать душу.
Он помогает Фаусту завоевать любимую девушку. Стараясь сбить героя с его пути, отвлечь от высоких стремлений, он опьяняет его зельем, устраивает встречи с Маргаритой, надеясь на то, что, поддавшись страсти, Фауст забудет о своем долге
Сцены, посвященные Маргарите, Гете написал в ранний период творчества. В народных легендах прототипа образа Маргариты нет, материалом для его создания послужила реальная действительность тогдашней Германии. Писатель хорошо знал печальную историю франкфуртской девушки Сюзанны Маргариты Брандт, убившей своего внебрачного ребенка и казненной за это.
Маргарита выросла в бедной семье, получила традиционное религиозное воспитание, высшие авторитеты для нее — мать, брат и приходский священник. Ей бесконечно далек сложный и возвышенный внутренний мир Фауста — Маргарита привыкла принимать жизнь такой, какой она есть. Трудясь и молясь, не задумываясь о контрастах и несовершенстве окружающей жизни, девушка во всем полагается на Божье милосердие и заступничество святых. Маргарите неведомы ни притворство, ни злоба, ни коварство, поэтому, полюбив Фауста, она всецело доверяется ему, но сразу же чувствует интуитивное недоверие к Мефистофелю:
Я с ним бы дружбы не водила!..
Он так насмешлив и хитер
И ни во что людей не ставит!..
Боюсь, как он бы нас не предал…
Философия любви, воплощенная в образе Маргариты, противостоит человеконенавистнической философии Мефистофеля, но Гете не может принять и пассивную форму любви Маргариты.
Раскрывая чувства этой простой, скромной девушки, автор рисует и ее портрет, и условия жизни, во многом сформировавшие ее взгляды. Перед нами предстает вовсе не воплощение Божественного откровения, мудрости и красоты, а милая, но очень наивная девушка. Ее мир прост и ограничен: бедный домик, улица, соседи, церковь, постоянный труд, редкие праздники.
Мы без служанки, я стираю, мою;
Готовлю, подметаю, шью — все я.
Возни и спешки, только б с ног не сбиться.
И матушка строга.
В том, с какой откровенностью рассказывает девушка историю своей жизни Фаусту, раскрывается непосредственность героини Гете. Она вовсе не стесняется своего положения, работы, которую ей приходится выполнять. Как и не жалуется на свою судьбу. Но как раз эта простота, наивность, скромность, покорность очаровывают героя. Для Фауста Маргарита становится воплощением красоты и полноты жизни, самой природы и естественности.
Однако ее простой мир, тихая привычная жизнь не могут удовлетворить вечно ищущего героя. Фауст не готов посвятить себя подобной мирной жизни без стремлений и движения вперед. Он еще не готов «остановить мгновение «.
Покорив Маргариту силой своего ума и добившись ее любви, Фауст испытывает к ней ответное искреннее и глубокое чувство, но даже любовь не может стать единственным смыслом его жизни, потому что она лишена интеллектуального единства. Героя влекут беспредельные просторы познания, он больше всего на свете любит человечество. Маргариту же удовлетворяет любовь к одному человеку — Фаусту.
Именно эта безоглядная любовь и приводит ее в конечном итоге к трагической гибели.
Фауст, хотя и не принял окончательного решения не возвращаться больше, покидает Маргариту. Вина его в том, что он пренебрег житейскими «мелочами»: не позаботился узаконить свои взаимоотношения с Маргаритой, вступить с ней в официальный брак. Цельная, чистая душа героини не может смириться с ложью и притворством.
Потому ее тайна открывается, доставляя ей мучительные страдания. Свое недолгое счастье с Фаустом она воспринимает как тяжкий грех.
Положение бедной девушки усугубляется рождением «незаконного ребенка», страхом перед неминуемой Божьей карой.
В отсутствие Фауста происходят трагические события: напуганная проклятиями церкви, измученная сплетнями и пересудами, Маргарита в порыве отчаяния убивает своего ребенка и, охваченная мраком надвигающегося на нее безумия, обвиняет себя в несуществующих преступлениях — убийстве матери и брата. Узнав об этом, Фауст спешит на помощь к Маргарите, но потерявшая рассудок девушка не узнает его и отказывается покинуть тюрьму. Фауст пришел слишком поздно: Маргарита окончательно сломлена.
Она не может идти с ним, отталкивает его. Не надеясь и не ожидая физического спасения, она молит о спасении духовном: «Спаси меня, Отец мой, в вышине!»
Мефистофель говорит: «Навек погибла!», но раздается голос свыше: «Спасена!» Высшим судом совести Гете оправдывает свою героиню: Маргарита любила и никому не хотела зла, а степень страданий намного выше ее вины.
Трагическая гибель Маргариты убеждает Фауста в том, что смысл жизни — не в удовлетворениях личных желаний, а в служении людям, в постижении человеком своей ответственности за других. Он осознает всю Тяжесть собственной вины за невинно погубленную жизнь той, которую так пылко любил.
Но с гибелью героини не заканчивается тема любви в трагедии «Фауст». Снова она возникает в финале произведения, когда Маргарита своей любовью спасает душу Фауста. Мы слышим голос «одной из кающихся», которая прежде называлась Гретхен.
Обращаясь к Богоматери, она просит позволения быть проводником героя, потому что тот ослеплен светом небес. Здесь чувствуется сильное влияние творчества Данте — его Беатриче была проводником поэта в раю…
На тему: ТЕМА ЛЮБВИ В ТРАГЕДИИ «ФАУСТ»