На тему: «Темное царство» в пьесе А. Островского «Гроза»

«Темное царство» в пьесе А. Островского «Гроза»

Александр Николаевич Островский является первым писателем и драматургом, на страницах произведений которого со всей глубиной, силой и реалистичностью были запечатлены характеры самодуров Руси. И суть главного конфликта в «Грозе», его одной из самых известных пьес, заключается в противостоянии героев, представляющих патриархальный уклад, и людей нового поколения, которые в своих поступках хотят руководствоваться собственными чувствами и собственным умом. Но побороть «темное

царство» совсем нелегко, так как его власть основана на деспотии, страхе, хитрости и деньгах.­­ ­ ­­­ ­ Уже в самом начале пьесы речь заходит о купце Диком­ — человеке жестоком, капризном и своенравном.

О нем говорят: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет». Дикой ругает всех, особенно достается его домашним. Например, его супруга постоянно просит близких:­ «Батюшки, не рассердите! Голубчик, не рассердите!» И самое его больное место — это деньги.

Он сам признает, что ему даже долги жалко отдавать: «Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром

не могу. Друг ты­ мне,­ и я тебе­ должен­ отдать, а приди ты у меня просить — обругаю». ­ Несмотря на весь свой буйный нрав, с людьми, которые могут дать ему отпор, Дикой ведет себя как обыкновенный трус. В качестве примера можно привести ситуацию с гусаром на перевозе.

­Невежество, которое характеризует Дикого, также являются типичной чертой представителя «темного царства». Эпизод, когда местный изобретатель Кулигин просит деньги на устройство громовых отводов, а Дикой ему отказывает, мотивируя это тем, что гроза посылается нам в наказание, говорит о нем как о человеке недалеком, суеверном и необразованном. ­ ­­­­ ­ Женская половина «темного царства» представлена в «Грозе» купчихой Кабанихой. Дикой, конечно, большой ругатель, но зато отходчив.

А вот Кабаниха — хитра и злопамятна. К тому же, она настоящая ханжа, которая делает зло «под видом благочестия». Купчиха Кабанова зорко стоит на страже патриархальных законов нравственности и требует от своих близких, чтобы они строго этим правилам следовали.

Кабаниха умеет строить из себя и любящую мать, которая хочет только добра, и когда нужно она прибедняется или, наоборот, показывает свою власть.

Вместо мужчины Кабаниха вырастила из сына лишь свою бледную тень, полную страха и покорности. Представители «темного царства» были бы рады сделать всех жителей Калинова такими забитыми и слабохарактерными. Но вот уже приходит конец старому миру, и ей становится страшно.

Ей противостоит не менее сильная личность — Катерина. Купчиха борется, и даже, как ей кажется, побеждает. Но в конце пьесы она понимает, что осталась одна.

Против нее восстает даже ее сын. Утратить былое влияние и могущество — что может быть хуже для Кабанихи?­­ ­ ­ Еще одна представительница «темного царства» — это странница Феклуша, которая выступает в роли защитницы «темного царства». Она восхваляет город Калинов, его купеческий уклад, критикуя при этом зарубежные страны: «У нас закон праведный, а у них… неправедный».

Но, как человек много где бывавший, она видит признаки приближающихся перемен: «Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, по всем приметам, последние». Она оказалась права — до знаменитой Крестьянской реформы, которая по замыслу должна была положить конец «темному царству», оставалось всего полтора года с выхода пьесы.




На тему: «Темное царство» в пьесе А. Островского «Гроза»