На тему: ВОЛЯ И БЕЗВОЛИЕ В РУССКОМ ЧЕЛОВЕКЕ

В каждом народе есть такая черта характера, которая отличает его от соседей. О немцах, например, говорят, что они педанты, поляков называют настырными, украин­цев считают хитрыми, белорусов — покладистыми.

Есть такая отличительная черта характера и у русского народа. Это — страстность. Она является порождением сильных чувств и большой силы воли.

Направленная на любимое или нелюбимое дело, страстность приводит к край­ним проявлениям чувств в русском человеке.

Замечательные примеры крайностей в русском нацио­нальном характере

дает русская литература. Например, безудержный русский максимализм описал в своем стихо­творении А. К. Толстой:

Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!

В одном из параграфов школьного учебника по русской истории рассказывается о расколе в русской церкви и о фанатической нетерпимости старообрядцев. Но мне ка­жется, что этот фанатизм, пожалуй, трудно будет представить тому, кто не слышал оперу М. Мусоргского

«Хованщина». Зловеще-страстная музыка, на мой взгляд, является прекрасной иллюстрацией такого фанатизма.

И если уж я вспомнила пример из русской истории, то не могу не сказать о самозакапывании в землю, описанном в книге В. Розанова «Темный лик», которая просто потряс­ла меня.

Проявления воли и безволия в русском характере отра­жены также в «Капитанской дочке» и «Дубровском» А. Пуш­кина. Лично на меня сильное впечатление произвела сце­на из «Дубровского», когда Дубровский поджигает дом с приказными людьми. Пламя охватывает дом и пере­кидывается на соседние строения. Дворня высыпала на двор, женщины торопятся спасти небогатые пожитки, а детвора любуется пожаром и радостно прыгает.

И в этот момент дети замечают на кровле пылающего сарая кошку, кото­рая в панике мечется с жалким мяуканьем. Это вызывает неудержимый смех у детворы. Но кузнец Архип говорит: «Чему смеетеся, бесенята. Бога вы не боитесь: Божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь».

Затем он приставляет к горящей кровле лестницу и с риском для жизни спасает кошку: «Полуобгорелый кузнец с своей добычей полез вниз». Так говорит и поступает человек, который только что спокойно наблюдал, как в огне пожара погибают живые люди!

А как не вспомнить знаменитые слова Н. Гоголя в ро­мане «Мертвые души» с описанием, бьющих через край чувств русского человека: «Какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: черт побери все! — его ли душе не любить ее?..»

В биографии замечательного русского писателя-сати­рика М. Салтыкова-Щедрина описывается его нетерпимый характер. В споре он нередко терял всякое самообладание и выходил из себя. Тогда он уходил прочь и сердито гово­рил: «Ну и черт с вами!

Нога моя больше не будет в этом проклятом доме!» Но уже через полчаса он возвращался и с виноватой и робкой улыбкой говорил: «Ну что, вы очень на меня сердитесь? Ну ради Бога, не сердитесь! Чем я виноват, что у меня такой проклятый характер?»

Обратной стороной страстности и могучей силы воли в ха­рактере русского народа можно считать лень и пассивность.

Не зря и пословицы такие есть: «Русские медленно за­прягают, но потом быстро скачут»; «Русский задора ждет».

Это состояние лености прекрасно описал И. Гончаров в романе «Обломов». Обломовщина — разочарование в себе и в других людях, в попытках достигнуть абсолютного идеала совершенного бытия.

Таким является Обломов. В юности он мечтал о добле­сти и деятельности. Ему «были доступны наслаждения вы­соких помыслов». Он воображал себя то полководцем, то мыслителем, то великим художником.

И это не пустые претензии — Обломов в самом деле талантлив и умен. Например, в беседе с Ольгой Ильинской он проявляет ред­кую наблюдательность и чуткость к красоте, талантливо описывает жизнь в деревне. Но у Обломова есть талант, но нет привычки к упорному, систематическому труду. И первые самостоятельные шаги в жизни не способство­вали выработке такой привычки.

Поступив на службу в канцелярию, где поначалу нужно было выполнять мел­кую работу, лишенную всякого творчества, Обломов ощущает отвращение к такому труду. Он размышляет: «Где же тут человек? На что он раздробляется и рас­сыпается?».

Обломов не хочет «тратить мысль, душу свою на мело­чи» и выходит в отставку. Общество, в котором он бывает, его не интересует, потому что в нем нет идеалов, великой цели. И тогда он замыкается в себе.

Лежа на диване, Обло­мов предается красивым мечтаниям. Встреча с Ольгой как будто воскресила его. Но как только девушка согласилась стать его женой, в уме Обломова вместо прежней поэти­ческой любви возникает другая сторона семейной жизни — мелкие заботы, множество обязанностей, скучное заня­тие имущественными делами. Все это быстро охлаждает Обломова, и Ольга понимает, что ей не удалось воскре­сить его.

На прощание она говорит ему: «Ты кроток, чес­тен, Илья; ты нежен… голубь… Что погубило тебя?» И он прошептал в ответ слово, придуманное Штольцем: «Обло­мовщина».

В абсолютной власти безволия Обломов еще «иногда пла­чет холодными слезами безнадежности по светлом, на­всегда утраченном идеале жизни». Но Штольц говорит о нем, что «в душе его навсегда будет чисто, светло, чест­но». «Чистую, как хрусталь, душу покойного» Штольц и Ольга вспоминают и после смерти Обломова.




На тему: ВОЛЯ И БЕЗВОЛИЕ В РУССКОМ ЧЕЛОВЕКЕ