На тему: Второй роман Набокова «Король, дама, валет»

Второй роман «Король, дама, валет» — произведение «заданное», сконструированное. Шахматная партия судьбы еще не стала главной темой творчества Набокова, но уже появляется в романе шахматист, играющий вслепую. При чтении возникает ощущение нереальности, сна, некоего двоемирия: не есть ли весь этот странный мир только игра воображения?

Именно этот роман заставил говорить о том, что появился талантливый, но странный прозаик. Тема шахматной партии-судьбы становится сюжетообразующей в романе «Защита Лужина» . В жизни Лужин замечает

роковое повторение ходов его турнирной пар­тии. Как и в ней, он терпит поражение в жизни и выпрыгивает в окно. Роман заканчивает фраза: «Никакого Александра Ивано­вича не было», т. е. подсказка, что вне творчества нет человека. Это выход из жизни, избавление от дара, жить с которым нель­зя, но и вне его невозможно.

Это блестящий по языку и мастер­ству роман, в котором просто и изящно повествование перехо­дит от воспоминания к диалогу Лужина с невестой, затем — снова к воспоминаниям, к мыслям героини, где наблюдается тонкое сопряжение времен; жизнь шахмат вторгается в жизнь Лужина, задевающую ее лишь краем.

Литература

— это «феномен языка, а не идей», считал Набо­ков. Традиция точного и детализированного изображения дейст­вительности и пушкинская «простота, поражающая пуще самой сложной магии», особенно зримо воплощены в романах «Под­виг», «Камера обскура». От последнего романа пошло разделе­ние людей на пошляков и артистов. Это развивается в романе «Отчаяние» — о творце, стремящемся перешагнуть грань между искусством и жизнью.

Внешне криминальный роман о преступ­лении воспринимается как полемика с Достоевским, хотя есть и общие черты.




На тему: Второй роман Набокова «Король, дама, валет»