На тему: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПЬЕСЫ ЭСХИЛА «ПРИКОВАННЫЙ ПРОМЕТЕЙ»

Создавший немало прекрасных произведе­ний, Эсхил по праву считается «отцом трагедии». Его творчество поражает широтой охвата жизни, глубиной идеологического содержания, богат­ством и монументальностью созданных образов, оригинальностью и художественным своеобрази­ем произведений. Драматург выступал в одном лице и поэтом, и постановщиком своих трагедий, и музыкантом, и актером. Потому его произве­дения предназначаются не для чтения, а именно для просмотра, для восприятия с театральной сцены. Ведь только в театрализованной форме наилучшим

образом реализуется и замысел авто­ра, и острота конфликта, и отражение внутрен­него мира, эмоционального состояния, чувств героев.

Несомненно, наилучшим произведением Эсхила, вобравшим в себя мастерство создателя, стала трагедия «Прикованный Прометей», со­зданная по мотивам известного древнего мифа.

В трагедии Эсхил раскрывает важнейшие воп­росы своего времени: проблемы вины и возмез­дия, ответственности человека за свои поступки, противоборства добра и зла, стремление к торже­ству справедливости, взаимоотношения челове­ка и сил внешнего мира, выражающих боже­ственную волю.

Согласно

древнему мифу, Прометей — защит­ник людей от произвола и несправедливости бо­гов. Чтобы спасти народ от неминуемой гибели, он похитил огонь с Олимпа, за что грозный Зевс приказал приковать его к скале. Герой был обре­чен богами На вечные жестокие мучения: каждый день к скале прилетал орел и выклевывал печень Прометея.

Затем она снова восстанавливалась, и муки героя возобновлялись. Так продолжалось бесконечно долго — по различным версиям леген­ды, от нескольких столетий до тридцати тысяч лет, — пока Геракл не убил орла и тем самым не освободил Прометея.

Однако в своем произведении Эсхил углубля­ет этот конфликт, выходя за рамки мифа. Его Прометей является олицетворением человеческо­го прогресса. Из мифологического персонажа он превращается в современного человека, ученого, врача, философа, которому люди обязаны откры­тиями в медицине, анатомии, биологии и других науках. Автор сделал своего героя изобретателем различных наук и ремесел, донесшим до людей все культурные блага, которые сделали возмож­ным развитие человеческой цивилизации:

…Я их сделал, прежде неразумных,

Разумными и мыслить научил.

Прометей обучил людей строить дома, добы­вать металлы, обрабатывать землю, приручать животных. Он развил корабельное дело, астроно­мию и изучение природы, научил людей «науке чисел и грамоте», многим другим полезным и важным занятиям.

А коротко сказать…

От Прометея — все людей умения.

Для того чтобы донести до людей все эти зна­ния и умения, Прометей вынужден вступить в бой с великим Зевсом, олицетворяющим неизве­данные силы природы, ревностно охраняющей свои тайны. При этом сам Зевс не появляется на сцене, а находится где-то в бесконечности. К нему, незримому, но существующему, постоян­но обращен взгляд героя.

При этом зритель сам имеет возможность домыслить, дать волю свое­му воображению.

Введение в действие второго актера, появле­ние которого усиливало драматический эффект, создавая возможность изображения борьбы про­тивоположных сил, которая и составляла основу сюжета, является одной из основных заслуг Эс­хила как основоположника новых традиций в драматургии.

Драматичность действия подчеркивается так­же введением новой роли хора. Эсхил нарушает сложившиеся традиции, отводя хору лишь роль свидетеля происходящего, а не непосредственно­го участника событий. Такое новшество позволило автору уже во время представления как бы давать эмоциональную оценку происходящего.

С помощью хора, сочувствующего Прометею и осуждающего действия Зевса, драматург подчер­кнул четкое разделение добра и зла в своей тра­гедии.

Противоборство светлых и темных сил отра­жено и в контрастных эмоциональных диалогах гордого, смелого Прометея с трусливыми Океанидами или с лицемерным «прислужником бо­гов» Гермесом.

Напряженность конфликта усиливается появ­лением тайны, которую хранит Прометей и ко­торую всеми доступными ему методами старает­ся выведать у него Зевс. Тайна эта заключается в том, что у богини Фетиды должен появиться сын от Зевса, который ознаменует собой конец прав­ления жестокого царя.

…Жена сведет его с престола…

Родив дитя сильнее, чем отец.

Устоит ли Прометей перед натиском грозных сил, сможет ли сохранить тайну, — в ответе на этот вопрос заключен основной смысл трагедии Эсхила. Зевс подвергает героя нечеловеческим мукам, но Прометей твердо верит в торжество справедливости:

Я знаю, что Зевс суров, что ему

Справедливостью служит его произвол.

Но настанет час:

Он смягчится, разбитый ударом судьбы…

И зрители напряженно ждут развязки конф­ликта до последнего момента, когда скала с при­кованным Прометеем проваливается в бездну, под грохот грома и сверкание молний.

Трагедия «Прикованный Прометей» являет­ся первой в трилогии. После нее Эсхил написал продолжение: «Прометей раскованный» и «Прометей-огненосец», от которых сохранились, к со­жалению, лишь отдельные фрагменты. Но даже из того немногого, что дошло до наших времен, можно сделать вывод об уникальном таланте дра­матурга, о неповторимом художественном свое­образии его произведений.

Автор проводит свое­го героя пустынями Скифии, горными грядами Кавказа. И все время Прометей гордо несет свою тайну, не покоряясь ни перед какими угрозами и испытаниями. Хотя, как говорят античные ис­точники, известно, что в конце трилогии Проме­тей все-таки раскрывает тайну.

Но смягчается и Зевс, обещая титану его вечный культ в Афинах. Финал произведения выражает стремление писа­теля к торжеству гармонии и справедливости, веру в победу добра, в господство на земле и на небесах светлого начала.

Жанр трагедии, театральное искусство в це­лом дает писателям, драматургам неограничен­ные возможности для совершенствования своего мастерства. Многие античные авторы искали но­вых путей развития этого направления. Но Эсхил внес самый значительный вклад в обновление трагедии. «Мои трагедии — это лишь крошки с роскошного банкетного стола Гомера», — скром­но говорил драматург.

Но история показала, что он на равных мог находиться за одним столом с великим предшественником. А может быть, даже соревноваться с ним в художественном богатстве, оригинальности, многоплановости, эмоциональ­ной окраске своих произведений.




На тему: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПЬЕСЫ ЭСХИЛА «ПРИКОВАННЫЙ ПРОМЕТЕЙ»