На тему: Художественное своеобразие повести Гоголя «Невский проспект»

­Художественное своеобразие повести

«Петербургские повести» — это общее название ряда повестей в литературном наследии Николая Васильевича Гоголя. В них автор показал большой город таким, каким он его видел через призму своего восприятия. В возрасте девятнадцати лет Гоголь приехал в Петербург покорять столичный бомонд, но, как оказалось, это было совсем нелегко.

Поначалу он длительное время работал разнорабочим, затем мелким чиновником и с трудом сводил концы с концами.

Оценка Петербурга в произведениях многих писателей

была неоднозначной. С одной стороны, это город, в котором ненависть и любовь сплетались воедино. С другой стороны, новым людям зачастую здесь приходилось терпеть нужду и унижения, пока они достигали каких-то карьерных высот. Многие так и не смогли найти свое место в столице. Один из таких людей описан в повести «Невский проспект» — бедный художник Пискарев.

Поначалу автор описывает центральную улицу, по которой в определенные часы прогуливаются высшие слои Петербурга в дорогих нарядах.

Оттого, кажется, что у главных героев все получится и их ждет превосходное будущее. Пирогов и Пискарев два друга с разными

личностными качествами и характерами. На Невском они оказались неслучайно. Они хотели познакомиться с одинокими, красивыми дамами, что у них получилось, но не в каждом случае имело положительные результаты.

По художественно-жанровому своеобразию вся повесть состоит из трех частей. В первой мы видим реальный город, хорошо известный каждому жителю столицы.

Во второй части мы наблюдаем причудливое пространство иллюзий, открывшееся Пискареву. В третьей части мы видим своеобразный метафизический опыт восприятия всего города и в частности Невского проспекта. В труднодостижимом, а порой и безумном Петербурге происходят странные вещи с героями Гоголя.

Пискарев, следуя за своей влюбленностью, попадает в публичный дом. Он убежден, что может спасти свою избранницу от постыдного образа жизни. Всеми способами он тщетно пытается донести до красавицы-брюнетки, что готов изменить ее прошлое и будущее.

В неравном единоборстве иллюзий и реальности Пискарев в итоге погибает, а его друг наглый и умудренный опытом Пирогов не приходит даже на его похороны, так как занят очередной интрижкой. Сам он также попадает в неприятную историю, из которой ему удается выйти сухим из воды, отделавшись лишь легким испугом. В повести «Невский проспект» мы видим, как комичное сплетается с трагичным, высокое с пошлым.

Такой художественный прием часто использовался Гоголем и в последующих произведениях.




На тему: Художественное своеобразие повести Гоголя «Невский проспект»