Начало литературной деятельности Замятина Е. И

В последующие три года Замятин продолжал службу инженера, преподавал в Политехническом институте и в то же время пытался писать. В 1911 году он снова был выслан из Петербурга: «Жил сначала на пустой даче в Сестрорецке, потом, зимою, — в Лахте. Здесь — в снегу, одиночестве, тишине — «Уездное».

После «Уездного» сближение с группой «Заветов», Ремизовым, Пришвиным, Ивановым-Ра-зумником». В 1913 году по случаю трехсотлетия дома Романовых писатель получил право жить в Петербурге, но но состоянию здоровья ему пришлось поселиться

в Николаеве, черноморском порту. Писатель говорил, что в Николаеве он построил «несколько землечерпалок», написал «несколько рассказов и повесть «На куличках»», героями которой являются не только дальневосточные офицеры и солдаты, но и вся «загнанная на кулички Русь». Повесть вызвала гнев цензуры, которая увидела в ней оскорбление русского офицерства.

Но о Замятине заговорила критика, сравнивая молодого писателя с Горьким, Буниным, Пришвиным, Куприным. Номер журнала «Заветы», опубликовавшего повесть, был арестован.

В марте 1916 года Замятин был командирован в Англию для наблюдения за

строительством ледоколов для российского флота. «Здесь — сперва железо, машины, чертежи: строил ледоколы в Глазго, Нью-Кастле, Сэндэрланде, Саус-Шилдсе…» При его участии были построены «Святой Александр Невский» , «Святогор» , «Минин», «Пожарский». Тогда же появился первый сборник прозы Замятина — «Уездное». Под впечатлением от жизни в Англии была написана повесть «Островитяне».

«Когда в газетах запестрели жирные буквы: «Revolution in Russia», «Abdication of Russian Tzar» — в Англии стало невмочь, и в сентябре 1917 года на стареньком английском пароходишке я вернулся в Россию». Жизнь в революционной России Замятин определял как «веселую» и «жуткую». «Тут уж было не до чертежей — практическая техника засохла и отломилась от меня, как желтый лист. И одновременно: чтение курса новейшей русской литературы в Педагогическом институте имени Герцена, курс техники художественной прозы в Студии Дома искусств, работа в Редакционной коллегии «Всемирной литературы», в Правлении Всероссийского союза писателей, в Комитете Дома литераторов, в Совете Дома искусств, в Секции Исторических картин ПТО, в издательстве Гржебина «Алконост», «Петрополис», «Мысль», редактирование журналов «Дом искусств», «Современный Запад», «Русский современник»».

В начале 1920-х годов Замятин писал мало. Но в 1921 году он создал самое значительное свое произведение — роман «Мы». У этого романа необычная судьба.

Впервые он был опубликован в 1924 году на английском языке в Нью-Йорке, а в 1927 — на русском языке в пражском эмигрантском журнале «Воля России». Только в 1988 году роман «Мы» увидел свет на родине писателя.

В творчестве Замятина появляется призыв к спасению человечества от «нивелирования», распада, уничтожения. Тогда же написан знаменитый рассказ «Пещера», в котором жизнь людей после революции показана как жизнь троглодитов, утративших важнейшие человеческие черты. Замятин тревожился о судьбе русской литературы: «Я боюсь, что у русской литературы одно только будущее — ее прошлое» . О дальнейшей своей литературной деятельности Замятин писал в «Автобиографии»: «В 1925 году — измена литературе: театр, пьесы «Блоха» и «Общество Почетных Звонарей». «Блоха» была показана в первый раз в МХАТе 2-м в феврале 1925 года, «Общество Почетных Звонарей» — в б Михайловском театре в Ленинграде в ноябре 1925 года. Новая пьеса — трагедия «Аттила» — закончена в 1928 году.

В «Аттиле» — дошел до стихов. Дальше идти некуда, возвращаюсь к роману, к рассказам».

В 1928 году Е. И. Замятин был избран председателем Всероссийского союза писателей, а через год вышло в свет Собрание сочинений в четырех томах, в котором были опубликованы повести «Наводнение» и «Житие блохи». В следующем году «Литературная газета» и «Комсомольская правда» начали кампанию против Е. Замятина и Б. Пильняка. Писатели обвинялись в сотрудничестве с белоэмигрантской печатью и создании клеветнических произведений.

Замятина перестают публиковать.




Начало литературной деятельности Замятина Е. И