Над какими этическими проблемами побудил меня задуматься роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание»?
Прочитан роман. Перелистано последнюю его страницу, но тревожное чувство, вызванное чтением романа «Преступление и наказание», не оставляет меня, так как проблемы, которые поднимает автор произведения Федор Михайлович Достоевский, не могут оставить равнодушной никакого человека. «Преступление и наказание» — один из выдающихся произведений мировой литературы и вместе из тем — один из проблемных. Писатель начал работу над романом в очень сложное время конца 60-х годов, когда Россия вступила в переходную эпоху.
Общественное
Положение все более становилось худшим и усложнялось тем, что социальные противоречия, которые раздирали дореформенную Россию, еще больше заострились. А крестьянская форма толкнула страну в мучительную ситуацию двойного кризиса. Не вылеченные крепостные язвы усложнились новыми, буржуазными.
Возрастало смешение духовных
Писатель видел, что пореформенная ломка разрушает вековые достояния общества, удаляет человеческую индивидуальность от культурных традиций, исторической памяти, авторитетов. Личность будто выпадала из системы культуры, теряла и попадалась в зависимость от новейших идей, которые охватывали общество. Федор Михайлович понял, что за внешнюю привлекательность математически проверенных идей приходится иногда рассчитываться кровью, еще и к тому чужой.
И можно лишь испытывать удивление, как автор романа сумел предусмотреть конфликты, которые позднее постигли человечество. То, что казалось современникам писателя «фантастическим», подтвердилось судьбами следующих поколений. Читая роман «Преступление и наказание», нельзя не задуматься над серьезными проблемами, поставленными автором в произведении.
Что представляет собой человеческая жизнь? В чем заключается его ценность? Что такое благосостояние?
Правомерно ли его получить путем преступления? Может ли принести счастье такое благосостояние, пусть не только для себя, а и для других обездоленных, покой и моральное удовлетворение, счастье? Можно ли пойти на компромисс с собственной совестью?
Могут ли быть люди «высшими» и «низшими»? А или могут «лучшие с людей» распоряжаться жизнью других? Может ли быть оправданным «убийство по совести»?
Такие вопросы можно ставить и ставить, но ответ на них есть в романе «Преступление и наказание». Человеческая жизнь — наибольшая на земле ценность. И ни один из людей не может распоряжаться жизнью — своим или тем паче чужим. «Не убей!» — твердить одна из христианских заповедей. «Убийство — это страшное преступление», — доказывают юридические законы. И никто не должен переступать эти законы.
Перед кем угодно можно оправдаться, совершив преступление, но только не перед своей совестью, которая станет перед тобой ночным укором, а жизни превратится на мучение, навсегда потеряв смысл. И один небольшое преступление не загладится тысячами добрых поступков. Но этого сначала не понимает главный герой произведения — студент Родион Раскольников. И теория его испытает поражение. Наблюдая русскую жизнь, раздумывая над отечественной и мировой историей, Раскольников решил, что исторический процесс и всякое развитие осуществляются за счет страданий, жертв и даже крови, что все человечество делится на две категории.
Есть люди, которые бездеятельно принимают любой порядок вещей — «твари дрожащие», и есть люди, которые могут поднимать моральные принципы и общественный порядок, принятый большинством — «сильные миру этого».
Великие личности, творцы истории, Ликург, Магомет, Наполеон не останавливаются перед жертвами, насилием, кровью ради осуществления своих идей. Развитие общества осуществляется за счет «тварей дрожащих» наполеонами. А поделив людей на две категории, Раскольников задается вопросом, к которому же разряду принадлежит он сам? «Тварь я дрожащая или право имею?»
Убийство старой ростовщицы — это самопроверка героя: или выдержит он идею и право сильной личности на кровь, или есть он избранным, исключительным человеком, Наполеоном? Вынашивая идею в своем болезненном сознании, о роли властителя ) одновременно идет раздвоение личности героя. Вместе с тем его привлекает идея «сверхчеловека», которой все дозволено. Но совершив убийство, он превращается в обычное уголовное преступление эта, которому потом не дает покоя совесть, совесть. Он понимает, что не может жить среди людей, и в тот же время человеческого общения ему бракует: своим преступлением он будто отрезал себя от людей.
Изо всех сил он теперь старается возвратить утраченные духовные связи. И теория его «сильной личности», которая оправдывает прав убивать, испытает полного краха. Убийство человека не могут оправдать, по моему мнению, философские или психологические основы.
Счастье в самом лишь благосостоянии, комфорте тоже нет: его можно достичь лишь верой, настойчивой работой Счастья в том, чтобы все отдав, ничего не требовать для себя. Достоевский же считал, что счастье может прийти к человеку через страдание.
Роман Ф. Достоевского «Наказание и преступление» был написан 1866 году, но актуальным он остается и сегодня, так как затрагивает важные морально-этические проблемы, которые волнуют нас и сейчас и обойти которые невозможно. Мы живем сейчас в довольно сложном миру. Преступность в стране, к сожалению, возрастает — об этом свидетельствует статистика. Нарушением законов юридических и моральных некоторые дельцы и сейчас на пытаются улучшить свое благосостояние. Мир корысти и расчета омрачает им ум.
И забывают они, что деньги и власть — это только временное. Это не настоящие человеческие ценности. В наше время также снова начинает приобретать значительное распространение и теория «сверхчеловека», созданная Ницше.
Но давайте посмотрим в наше недалекое прошлое — года гитлеризма, сталинизма. Я бы некогда не хотела, чтобы эти года возвратили назад. И как хорошо, что в мировой литературе есть это произведение Достоевского «Преступление и наказание», который доказывает нам необходимость соблюдения моральных законов, хотя и не все это произведение воспринимают одинаково.
Давайте же будем более человечными, добрыми. Пусть сердце наше станет открытым радости, добру, взаимопониманию. «Красота спасет мир», — писал Ф. Достоевский. Пусть же в нашей жизни этой красоты будет больше.
В жизни, в человеческих отношениях.
Над какими этическими проблемами побудил меня задуматься роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание»?