НАРОД В РОМАНЕ Л. Г. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

Если довериться выражения, которое историю создают выдающиеся личности, то следует сказать, что все величественное в мире вершится именно ими. Это касается и литературы, и искусства, и науки, и, вероятно, всех других областей жизни. Но выдающиеся личности не падают из неба, а воспитываются здесь, на Земле. А среди титанов XIX столетие фигура Льва Николаевича Толстого выделяется особенно ярко.

Возможно потому, что сам Толстой всю жизнь стремился быть полезным человечеству, его творчество тоже существенно отличается от его предшественников

и современников, так как он показал процесс противостояния человека обстоятельствам, разрыв личности со всем лживым и социально несправедливым.

Это особенно чувствительно в романе — эпопеи «Война и мир». Не только потому, что это монументальное произведение, а и потому, что самые понятия войны и мира — это не просто сцены из произведения, это ежедневная борьба человека в человеческом быту, который некогда не затихает и двигает жизнь вперед. А исторически конкретное изображение войн, столкновенье армий, поэтические картины природы, сцены из жизни помещичьих имений и великосветских салонов, недовольство

крепостных своим положением, патриотизм народа — все это создает в романе широкий фон эпохи, где как вечное противостояние войны и мира выступает еще одно противостояние — народа и власти.

Власть… Ее олицетворяют и постоянные посетители салона Анны Павловны Шерер, и частные лица, и русский самодержец, и Наполеон, которые вершат судьбы подчиненных им людей. А основная тема романа — тема Наполеона — рождается уже на первых страницах произведения, в салоне Анны Павловны.

Там же великосветская знать показана в ореоле внешнего величия и внутренней непривлекательности. Следует вспомнить прядильную мастерскую, повелительнице которой было важно слышать шум веретена, а не видеть содержание самой работы. Это относительно отношения людей власти к людям бесправных. А если посмотреть на несколько ступеней выше и проследить за отношениями Александра І и Кутузова? Какой смешной выглядит награда царя Кутузову — народному полководцу.

На каких весах можно измерить то, что сделал Кутузов для своего государства, для своего народа? И брошенное вслед нему «старый комедиант» звучит возмутительно для человека, который спасал отчизну, не думая о наградах. А которой выглядит чиновничья каста верхушки?

И это тогда, когда враг вступил на территорию России: «Все люди этой партии ловили рубли, чины и в том уловлении следили только за направлением флюгера царской милости».

Возможно, именно потому, что произведения Л. Толстого присущий широкий план изображения исторической действительности и глубокое раскрытие непрерывного процесса жизни, главным героем выступает народ и основная идея романа — утверждение непобедимой силы народа, когда «миром,- все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью…» люди выступали против врага. Все события и герое романа «Война и мир» рассматриваются в отношении к войне 1812 года. Они получают моральную оценку писателя в зависимости от того, насколько каждый из них способный проникнутись единым с народом чувством. Народ в романе «Война и мир» — это категория не столько социальная, сколько моральная, ведь это все то лучше всего, что есть в русской нациях. Народ — это и солдаты, и Тихон Щербатый, и старостиха Василиса, и купец Ферапонтов, и Наташа, и князь Андрей, Безухов, и Кутузов.

Народ — это творческая сила. Именно поэтому народное патриотичное чувство повлияло не только на Пьера, Наташу, Андрея Болконского, Денисова, Петю Ростова, а и на Долохова, который находился среди партизан. Не поняли этих благородных порывов патриотизма представители власти — Александр І, князь Василий, фрейлина Шерер, графиня Безухова.

В преодолении их эгоизма были определенные трудности для народа.

Еще одним представителем власти в романе есть Наполеон. В начале войны с Россией мы видим его французским национальным героем, хотя некоторые портретные детали подчеркивают определенное позерство. Писатель же увидел в нем врага русского народа, а со временем мы увидели, что он является врагом и собственному народу: «И наконец, последний отъезд большого импера-тора вот героической армии представляется нам историками как что-это ве-ликое и гениальное.

Даже этот последний поступок бегства, на языке человеческом называемый последней степенью подлости, которой учится стыдиться каждый ребенок, и этот поступок на языке историков получает оправдание». Л. Толстой не показывает интимной жизни Наполеона, а старается представить его человеком государственной. Писатель возражает решающую роль исторических личностей в истории вообще.

Тем не менее он показывает еще одну черту народного характера — бить врага, но накормить плененных, так как даже в года войны человечность оставалась еще одной определяющей чертой национального характера.

Именно поэтому народ — главная сила, которая определила ход войны. Ведь самое понятие «народ» составляют люди, способные на высочайшую ответственность за свои поступки, за свою судьбу и судьбу близких людей, за судьбу отчизны.




НАРОД В РОМАНЕ Л. Г. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»