НАРОД В РОМАНЕ Л. Г. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»
Если довериться выражения, которое историю создают выдающиеся личности, то следует сказать, что все величественное в мире вершится именно ими. Это касается и литературы, и искусства, и науки, и, вероятно, всех других областей жизни. Но выдающиеся личности не падают из неба, а воспитываются здесь, на Земле. А среди титанов XIX столетие фигура Льва Николаевича Толстого выделяется особенно ярко.
Возможно потому, что сам Толстой всю жизнь стремился быть полезным человечеству, его творчество тоже существенно отличается от его предшественников
Это особенно чувствительно в романе — эпопеи «Война и мир». Не только потому, что это монументальное произведение, а и потому, что самые понятия войны и мира — это не просто сцены из произведения, это ежедневная борьба человека в человеческом быту, который некогда не затихает и двигает жизнь вперед. А исторически конкретное изображение войн, столкновенье армий, поэтические картины природы, сцены из жизни помещичьих имений и великосветских салонов, недовольство
Власть… Ее олицетворяют и постоянные посетители салона Анны Павловны Шерер, и частные лица, и русский самодержец, и Наполеон, которые вершат судьбы подчиненных им людей. А основная тема романа — тема Наполеона — рождается уже на первых страницах произведения, в салоне Анны Павловны.
Там же великосветская знать показана в ореоле внешнего величия и внутренней непривлекательности. Следует вспомнить прядильную мастерскую, повелительнице которой было важно слышать шум веретена, а не видеть содержание самой работы. Это относительно отношения людей власти к людям бесправных. А если посмотреть на несколько ступеней выше и проследить за отношениями Александра І и Кутузова? Какой смешной выглядит награда царя Кутузову — народному полководцу.
На каких весах можно измерить то, что сделал Кутузов для своего государства, для своего народа? И брошенное вслед нему «старый комедиант» звучит возмутительно для человека, который спасал отчизну, не думая о наградах. А которой выглядит чиновничья каста верхушки?
И это тогда, когда враг вступил на территорию России: «Все люди этой партии ловили рубли, чины и в том уловлении следили только за направлением флюгера царской милости».
Возможно, именно потому, что произведения Л. Толстого присущий широкий план изображения исторической действительности и глубокое раскрытие непрерывного процесса жизни, главным героем выступает народ и основная идея романа — утверждение непобедимой силы народа, когда «миром,- все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью…» люди выступали против врага. Все события и герое романа «Война и мир» рассматриваются в отношении к войне 1812 года. Они получают моральную оценку писателя в зависимости от того, насколько каждый из них способный проникнутись единым с народом чувством. Народ в романе «Война и мир» — это категория не столько социальная, сколько моральная, ведь это все то лучше всего, что есть в русской нациях. Народ — это и солдаты, и Тихон Щербатый, и старостиха Василиса, и купец Ферапонтов, и Наташа, и князь Андрей, Безухов, и Кутузов.
Народ — это творческая сила. Именно поэтому народное патриотичное чувство повлияло не только на Пьера, Наташу, Андрея Болконского, Денисова, Петю Ростова, а и на Долохова, который находился среди партизан. Не поняли этих благородных порывов патриотизма представители власти — Александр І, князь Василий, фрейлина Шерер, графиня Безухова.
В преодолении их эгоизма были определенные трудности для народа.
Еще одним представителем власти в романе есть Наполеон. В начале войны с Россией мы видим его французским национальным героем, хотя некоторые портретные детали подчеркивают определенное позерство. Писатель же увидел в нем врага русского народа, а со временем мы увидели, что он является врагом и собственному народу: «И наконец, последний отъезд большого импера-тора вот героической армии представляется нам историками как что-это ве-ликое и гениальное.
Даже этот последний поступок бегства, на языке человеческом называемый последней степенью подлости, которой учится стыдиться каждый ребенок, и этот поступок на языке историков получает оправдание». Л. Толстой не показывает интимной жизни Наполеона, а старается представить его человеком государственной. Писатель возражает решающую роль исторических личностей в истории вообще.
Тем не менее он показывает еще одну черту народного характера — бить врага, но накормить плененных, так как даже в года войны человечность оставалась еще одной определяющей чертой национального характера.
Именно поэтому народ — главная сила, которая определила ход войны. Ведь самое понятие «народ» составляют люди, способные на высочайшую ответственность за свои поступки, за свою судьбу и судьбу близких людей, за судьбу отчизны.
НАРОД В РОМАНЕ Л. Г. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»