Народные сказки. «О правде и несправедливости», «Мудрая девушка», «О жар-птице и волке», «Красный Иванко и заклятый город»

Цель: с помощью предложенных задач проявить у учеников уровень знаний, умений и навыков по изученной теме; закрепить их; развивать внимание, ловкость, решительность, сообразительность, умение аккумулировать полученные знания; воспитывать интерес к следствиям собственной работы; пунктуальность, рациональность в использовании времени.

Тип урока: Контроль, коррекция знаний и умений.

Оборудование: Тестовые задачи и вопросы для контроля по теме.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Объявление Темы, Цели Урока. Мотивация учебной

деятельности учеников.

III. Содержание урока.

1. Объяснение учителя к выполнению контрольной работы.

2. Ход контрольной работы.

I вариант. Начальный уровень.

1) Сказка по жанровой направленности может быть:

А) обычной;

Б) фантастической;

В) драматической.

2) Алчный, завистливый, жестокий — эти черты характера присущие:

А) дяде ;

Б) волку ;

В) отцу Маруси.

3) К социально-бытовой принадлежит сказка:

А) «Красный Иванко и заклятый город»;

Б) «О жар-птице и волке»;

В) «О правде и несправедливости».

I вариант. Средний уровень.

4) В какой известной вам народной

сказке справедливость побеждает неправду?

5) Коротко опишите, как волк оживил младшего сына. .

6) Назовите фантастические элементы народной сказки «Красный Иванко и заклятый город».

I вариант. Достаточный уровень.

7) Объясните словосочетание нечистая сила. В каких известных сказках оно упоминается?

8) Прокомментируйте, почему сказочные герои распределяются на положительных и отрицательных, бедных и богатых.

9) В чем сила добра сказочных героев? Докажите собственные мысли на примере любой народной сказки.

I вариант. Высокий уровень.

10) Напишите произведение-миниатюру на одну из представленных тем:

А) «Сказка — целебный источник фантазии»;

Б) «На какого сказочного героя я хотел быть похожим и почему?»;

В) «Борьба добра и зла в народных сказках».

II вариант. Начальный уровень.

1) В каких двух народных сказках упоминается о нечистой силе?

А) «Мудрая девушка» и «О правде и несправедливости»;

Б) «О правде и несправедливости» и «Красный Иванко и заклятый город»;

В) «Красный Иванко и заклятый город» и «О жар-птице и волке».

2) Какое число встречается во многих народных сказках?

А) Два;

Б) пять;

В) три.

3) Характерным выражением «Вот вам сказка, а мне бубликов вязка» заканчивается следующая сказка:

А) «О жар-птице и волке»;

Б) «О правде и несправедливости»;

В) «Мудрая девушка».

ІІ вариант. Средний уровень.

4) В какой сказке какой герой пользуется живой и мертвой водой?

5) Приведите примеры из сказки «Красный Иванко и заклятый город», где добро побеждает зло.

6) Какую первую загадку предложил господин бедному и богатому людям? .

ІІ вариант. Достаточный уровень.

7) Составьте план народной сказки «О правде и несправедливости».

8) Почему, по вашему мнению, господин старался избежать суда между истцами? Обоснуйте собственную мысль. .

9) Мотивируйте, в чем сила Иванко, который был в силах, жертвуя собой, победить темень и заклятие. .

II вариант. Высокий уровень.

10) Напишите произведение-миниатюру на одну из представленных тем.

А) «В чем мудрость сказок?»;

Б) «Красивое и безобразное в народных сказках»;

В) «За что я люблю читать народные сказки».

III вариант. Начальный уровень.

1) Об оживлении мертвого героя рассказывается в сказке:

А) «Мудрая девушка»;

Б) «О жар-птице и волке»;

В) «Красный Иванко и заклятый город».

2) Какой герой народной сказки «О правде и несправедливости» является лишним в предлагаемой цепочке: дядя, бабушка, госпожа, поп, господин, черт, племянник?

А) Госпожа;

Б) бабушка;

В) поп.

3) Какая из указанных ниже пословиц относится к дяде, сказочному герою произведения «О правде и несправедливости»?

А) Подарок назад не берут;

Б) Какой ум, такая и болтовня;

В) Завистливому боком вылезет.

ІІІ вариант. Средний уровень.

4) Коротко опишите, о чем происходил разговор между неизвестным мужчиной и женщиной в начале сказки «Красный Иванко и заклятый город».

5) Как Маруся определила, какому хозяину принадлежит родившийся жеребенок? .

6) Назовите черты характера, которые присущи племяннику, сыну умершего бед ного брата.

ІІІ вариант. Достаточный уровень.

7) Докажите, что в образе Маруси, героине сказки «Мудрая девушка», воплощены наилучшие черты народной мудрости.

8) Почему, по вашему мнению, господин и поп утверждали, что лучше жить несправедливостью? .

9) Как, по вашему мнению, что дало возможность Ивану освободить город от заклятия? Обоснуйте собственные соображения. .

ІІІ вариант. Высокий уровень.

10) Напишите произведение-миниатюру на одну из представленных тем.

А) «Сказка — художественная жемчужина народного творчества».

Б) «За что народ полюбил сказки и будет любить их всегда?».

В) «Мой любимый герой народной сказки о животных». Примечание: во время решения задач контрольной работы ученики выполняют по одном вопросу из достаточного и высокого уровней.

IV. Итог урока.

V. ДОмашняя задача.




Народные сказки. «О правде и несправедливости», «Мудрая девушка», «О жар-птице и волке», «Красный Иванко и заклятый город»