Натурализм и реализм
В эти же годы меняется и представление о цели творчества. Значит, неизбежно меняются и художественные средства, характер изображения. В прозе Бальзака год от года все меньше оставалось места условности, символике, фантастике, все больше становилось жизнеподобия, точных деталей быта, социальной достоверности.
Французские писатели следующего поколения, и прежде всего Эмиль Золя, назовут такой литературный метод, основанный на сиюминутной точности изображения жизни, на верности «природе вещей», нагой «натуре», натурализмом.
Конечно,
Однако постепенно задача начала усложняться; писателям уже было недостаточно «просто» запечатлеть индивидуальные черты человеческого
Мы говорим о реалистических принципах изображения жизни в романе Пушкина «Евгений Онегин» и поэме Гоголя «Мертвые души» и вкладываем в это понятие примерно тот же смысл, какой и в слово «натурализм» применительно к творчеству лучших французских писателей середины XIX века.
Натурализм и романтизм окажутся полюсами художественного напряжения, противоположно заряженными источниками культурной энергии, которая будет питать европейскую литературу второй половины XIX века. И Николай Васильевич Гоголь станет одним из первых русских писателей, кто в равной мере испытал влияние обоих этих течений.
Натурализм и реализм