Немецкая Поэзия начала 60-х годов ХХ столетия
Поэзия начала 60-х годов явила своим читателям молодое лицо. Они стали свидетелями того, как в литературу стремительно вошла большая группа молодых поэтов. На многолюдных вечерах поэзии стихи читались тысячам горячих поклонников поэзии. Оживилась дискуссия о вопросах поэтического творчества. Заговорили о новой поэтической волне.
Хотя позднее ажиотаж несколько спал, однако поэзия поднялась на новый уровень.
Свой вклад в это поступательное движение литературного процесса вносили все поэты. Молодые поэты, чей приход в литературу был
Его произведения, получившие и международную известность, повлияли на творчество многих молодых поэтов.
Очень плотные по своему языку элегии Эриха Арендта с их весьма трудными для расшифровки ассоциациями соседствовали рядом с доходчивыми, простыми песнями других поэтов, написанными для молодежных клубов. Стихи Вильгельма Ткачика запечатлели путь рабочего-поэта от 20-30-х годов до наших дней.
Социалистическая действительность и
Поэзия этих лет носила несомненный политический характер, хотя собственно политическая тематика и отодвинулась немного на задний план. Многие из поэтов приветствовали борьбу и победу вьетнамского народа, гневно протестовали против чилийской контрреволюции. Гельмут Прейслер посвятил три поэмы из книги «Цветной сон» и сборник «Моя мечта — человек» борьбе народов мира за лучшее будущее, раскрыв ее исторический смысл. Эти же темы звучали в стихах Фолькера Брауна, Адольфа Эндлера, Хайнца Чеховского, Петера Госсе. В их стихах говорится о социалистическом укладе жизни, об отношении людей к работе, к решению общественных и личных проблем, об их отношении друг к другу и к самим себе.
Но порою эта критика приобретала черты «злобных карикатур», в результате чего не находили своего должного отображения исторические завоевания социализма.
Подобные тенденции отчетливо проявились, например, в сборнике «Письмо с синей печатью» Райнера Кунце, который в 1977 году переселился в Германии.
Вызывающий, агрессивный характер неизменно носили песни и баллады Вольфа Бирмана, которые он писал и исполнял, находясь в Германии с 1953 по 1976 год. Если поначалу они были нацелены против милитаристской политики империализма и определенных недостатков социалистического общества, то позднее в них все явственнее звучало принципиальное неприятие реального социализма. После острой полемики вокруг Бирмана в 1976-1977 годах несколько писателей и поэтов выехали из Германии.
За период с начала 60-х годов в наибольшей мере проявилась творческая индивидуальность поэтов среднего поколения. В их стихах ощущается тот импульс, который возник от взаимодействия между продолжением прежних поэтических тенденций и теми новыми требованиями и возможностями, которые встали на повестку дня перед социалистической поэзией.
Это нашло свое выражение в поэтических сборниках Гюнтера Кунерта «Непрошеный гость» , «Невинность природы» , «Открытый исход» и «Маленькое «но»» . Кунерта интересовали внутренние противоречия. Он напоминает о тех несправедливостях и преступлениях, которые совершались в прошлом и совершаются сегодня, он предупреждает людей и призывает их к бдительности:
Когда в городах
Умирает свет и чернеют скелеты
Под условным названьем «деревья»
Несущие небо
Тогда воскресают солдаты
Они маршируют под мостовыми
Чтоб вы слышали их
Пока города безмолвны.
Без устали
Ибо у вас в ваших квартирах
Одно лишь занятье
Забота одна лишь — забвенье
Забвенье.
Для языка и образного строя стихов Кунерта характерны отстраненность и вызов. Стремление к «индивидуальному мироосмыслению» позволило Кунерту ярче выявить особенности своей поэзии, но одновременно и усилило в них настроения пессимизма по отношению к истории и культуре. Им соответствует поэтика, устраняющаяся от активного, деятельного вмешательства в общественные процессы и представляющая человека в виде абстрактной антропологической сущности.
Стихи сборника «Маленькое «но»» целиком и полностью направлены на акцентацию противоречий в жизненных событиях и позициях. В прозе Кунерт выступил в качестве автора коротких историй и путевых заметок, весьма близких его стихам, а также с романом «От имени шляп» .
Пауль Винс опубликовал в 1968 году сборник стихов «Служебная тайна».
Его стихи также повествуют об острых противоречиях человеческой судьбы. При этом наряду с социальными проблемами его внимание привлекает также отношение человека к природе и космосу.
Большое впечатление производит виртуозное использование языка в стихах Винса. Ирония и самоирония, меланхолия и гротеск определяют интонацию многих его стихов, основное содержание которых сам Винс охарактеризовал так: «Я слежу за противоборством сил, которые должен подчинить себе. Я пытаюсь сделать это в жизни и пытаюсь сделать это в стихах».
От стихов Кунерта или Винса явственно отличается поэтическая манера Хайнца Калау. Темой его стихов — преимущественно рифмованных — обычно служат повседневные события и впечатления, нередко им присуща некоторая дидактичность. При всем тяготении к конфликтному материалу им свойственны оптимизм и мажорные интонации.
Немецкая Поэзия начала 60-х годов ХХ столетия