Неоромантизм поэзии Елены Телеги
Романтизм Как литературное течение возник в начале XIX века, но восстановился через сто лет в обновленной форме неоромантизма. С самого начала главными темами романтизма были противопоставление мечты и действительности, будничного и героического, чрезвычайного. Романтики изображали исключению, особые характеры, которые раскрывались в чрезвычайных обстоятельствах, но если собственно романтизм часто грешил отрывом от действительности, стремлением изобразить экзотические и даже фантастические ситуации, обрисованные химерическими, контрастными
Великие, чрезвычайные события происходили на глазах поэтов и писателей, их не надо было переносить в потусторонний мир, историческое прошлое или в далекие страны. Больше того — значительная часть художников непосредственно принимала участие в борьбе, а не только воспевала борцов, что, естественно, создавало реалистичность через настоящее знание темы.
Начало любых исторических буревых пор невольно пробуждало
Особое место занимает в этом направлении «Пражская школа» украинских писателей, участниками которой были такие яркие художники как Евгений Маланюк, Алексей Стефанович, Юрий Драган, Олег Ольжич, Юрий Липа и Елена Телега. Неоромантичные основы усиливались у этой группы синтезом символистичных, импрессионистических и реалистических средств поэтического создания. Творчество О. Телеги отличалось среди творчества других представителей «Пражской школы» особой темой, которую можно назвать «любовь и борьба», или «мужчина и женщина в борьбе».
Этот мотив возник не случайно: его позвала к жизни биография самой Елены Телеги. Эта женщина, которая в детстве не знала даже украинского языка, после бракосочетания стала одним из выдающихся деятелей украинского национально-освободительного подполья и погибла в борьбе с немецким фашизмом. Кто сказал, что великие чувства остались в седой давности? Любовь привела О. Телегу к борьбе И осталась в ее творчестве навсегда.
Их стихи имеют автобиографический элемент, но не сводятся к автобиографии. Скорее всего это раздумывание над ролями мужчин и женщин, которые пристали к борьбе, которые, на мысль О. Телеги, не одинаковые:
Так как мы лишь женщины. У нас душа — колодец, Из которой вы пьете: соревнуйся и крепись.
Иначе говоря, по ее мнению, назначение женщины — морально поддерживать человека-борца, вдохновлять их на борьбу, а уже потом принимать в ней участие лично, так как сама жизнь не разрешает со спокойной совестью ограничиваться хозяйством и обычными «женскими обязанностями»:
Что нам счастье сладких привычек В неизменных объятиях дома — Может завтра уже нас отзовет Канонада грозного грома.
Мужчины должны быть первыми, их дело — открывать новые пути и вставать к бою, быть первопроходцами борьбы, подавать пример. И это не означает, что женщины остаются пассивными:
Мы же, радостью жизни вас напоив доверху Без металлических слов и без вздохов напрасных По вашим же следам пойдем хоть на смерть
Итак, размежевание ролей, но вместе с тем и единство во имя общей идеи — освобождение Родины. Борьба почти такая же, но и другая: в ней меньше жестокости, больше жертвенности и вдохновения, меньше крови и больше мечты, романтики в лучшем значении этого слова, больше света. Этим, прежде всего, и привлекает поэзия Елены Телеги: чувствительная, эмоциональная, но лишенная манерности и «вздохов напрасных».
Не каждый способен сберечь туманность в вихре борьбы, но Телеге это удалось. Поэтому не надо забывать, обращаясь к поэзии национально-освободительной борьбы, о стихах Елены Телеги, как о гуманности, сохраненной во времена непримиримости и вынужденной жестокости. Никогда не следует забывать о свете и радости жизни.
Неоромантизм поэзии Елены Телеги