«Неточка Незванова» — неоконченное произведение Достоевского
«Неточка Незванова» как роман — об этом со всей определенностью можно судить по переписке писателя 1846 — 1848 гг. Достоевский избрал традиционную жанровую форму — «роман воспитания», популярный в мировой литературе XVIII — XIX вв.
Центральная героиня романа, как явствует из его названия и подзаголовка к нему в журнальной редакции, — Неточка Незванова. О воспитании ее мыслей и чувств рассказывает роман. По замыслу Достоевского, Неточка Незванова должна была стать замечательной певицей.
Замысел писателя не успел развернуться
В этой трагедии повинен прежде всего сам Ефимов, но повинен в том, что слишком был уязвлен нищенской жизнью и социальной несправедливостью, необходимостью ему, вольному музыканту, играть в крепостных оркестрах на нелюбимом инструменте, виноват
Но эта повесть о музыканте уже во второй главе переходит в роман Неточки — история Ефимова становится эпизодом ее «детства» . Меняется и повествовательное время: прошлое становится настоящим, жизнь начинает созидаться на глазах читателя, действительность предстает «становящейся действительностью»19. В повествование постоянно вводятся новые мотивы, рядом с «историей» Неточки завязываются «истории» княжны Кати, Александры Михайловны. Каждая из этих «историй» давала свою сюжетную линию. Например, «роман» Кати и Неточки, о котором уже шла речь.
Аналогичным по значению оказалось обнаруженное в романе Вальтера Скотта письмо, в котором открывался давний «роман» Александры Михайловны, — с ним связано «приключение» Неточки, ее столкновение с Петром Александровичем. И обрывается незавершенный роман Достоевского введением еще одного мотива.
После бурного объяснения героини с Петром Александровичем по поводу письма к Неточке подходит новое лицо в романе — ранее неприметный помощник в делах Петра Александровича, некий Овров, который условился с ней о встрече и разговоре «завтра», откланиваясь «с какою-то двусмысленною улыбкой». «Но, — замечает героиня, — может быть, это мне так показалось. Все это как будто мелькнуло у меня перед глазами». И это последние слова неоконченного романа, которые предвещают новый поворот сюжета.
Имеет содержательное значение в романе и его жанровая форма — «роман воспитания»: переходя из семейства в семейство, Неточка становится объектом различных педагогических экспериментов в воспитании, в том числе и новейших, начиная с Руссо ; проблемы воспитания время от времени обсуждаются в романе — главным образом в повествовательном слове Неточки Незвановой. Но воспитывают ее не уроки, а искусство и жизнь.
В раннем детстве ее поражает личность Ефимова. Характер княжны Кати вызывает «эстетическое чувство, чувство изящного», в душе Неточки: «первый раз сказалось оно, пробужденное красотой, и — вот вся причина зарождения любви моей». Ромапн воспитывает ее «приключение», в котором укрепляется чувство справедливости в характере героини — так отважно защищает она высокие нравственные принципы.
«Неточка Незванова» — незаконченное произведение Достоевского, но это незаконченный роман.
«Неточка Незванова» — неоконченное произведение Достоевского